Рынок экосистемных подписок в России: выручка достигла 195 млрд рублей в 2024 году

16.05.2025 15:00

В 2024 году совокупная выручка российских компаний от экосистемных подписок достигла 195 млрд рублей, что в четыре раза превышает аналогичный показатель 2021 года, согласно исследованию J’son & Partners Consulting, на которое ссылаются "Ведомости". За последний год рынок подписок вырос на 74,5%.

Основным фактором роста стало увеличение числа подписчиков, которое с 2021 по 2024 год утроилось и составило 95,3 млн пользователей. Директор департамента новых технологий J’son & Partners Consulting Дмитрий Колесов отметил, что один пользователь может считаться подписчиком несколько раз, если он оплачивает несколько подписок одновременно. В среднем на одного взрослого жителя мегаполиса в феврале 2025 года приходилось 1,5 экосистемной подписки.

Дополнительный рост рынка связан с увеличением срока подписки и ростом LTV (customer lifetime value – пожизненная ценность клиента, которая определяет, сколько денег приносит заказчик, начиная с первой покупки и заканчивая последней), поскольку пользователи становятся более лояльными к определенным экосистемам. Колесов также указал на развитие коллабораций и партнерств, а также на переток пользователей из зарубежных экосистем, что способствовало увеличению выручки. Например, с октября 2024 года Яндекс повысил стоимость своей подписки "Яндекс Плюс".

Яндекс стал лидером по выручке от подписок, занимая 49% рынка в 2024 году, за ним следуют Сбер с 19% и МТС с 15%. Доля подписчиков у этих компаний аналогична: Яндекс — 41%, Сбер — 24%, МТС — 18%.

Аналитики J’son & Partners Consulting прогнозируют, что в 2025 году рынок экосистемных подписок вырастет на 40,3%, составив 273,4 млрд рублей, а подписная база увеличится на 16,3% до 110,8 млн пользователей. Ключевым драйвером роста остается изменение модели потребления контента, с акцентом на доступ к обширным библиотекам через единую подписку.
Выручка Яндекса растет быстрее, чем рынок в целом, что также наблюдается у отдельных сервисов компании. Основными источниками привлечения пользователей в экосистему являются "Кинопоиск", "Яндекс Музыка" и финансовые услуги "Яндекс Пэй".

В Сбере отмечают значительный рост выручки от подписки "Сберпрайм", связанный с трансформацией продуктов и расширением каталога. К недавним улучшениям относятся эксклюзивный доступ к футбольной "Лиге чемпионов" на видеосервисе Okko, расширение музыкального сервиса "Звук" с добавлением детского раздела и возможность делиться подпиской с близкими. Также в "Сберпрайм" включен каршеринговый сервис Whoosh, что отвечает запросам пользователей на расширение мобильных сервисов.

В МТС рост аудитории и среднего чека подписки "МТС Premium" обеспечивают видеосервис Kion, музыкальный стриминг "МТС Музыка" и сервис шеринга самокатов "МТС Юрент". Партнерские акции с ритейлом и банковскими продуктами способствуют дополнительной вовлеченности в экосистему.
Аналитики J’son & Partners Consulting прогнозируют замедление темпов роста рынка экосистемных подписок. К 2025 году ожидается увеличение на 25-30% до 210-215 млрд рублей. Основная причина замедления — высокая доля домохозяйств, уже использующих подписки, и рост среднего количества подписок на семью. В МТС также отмечают осторожность потребителей в условиях экономической нестабильности.

Драйверами роста рынка могут стать новые ценности для подписчиков, включая развлекательные проекты и различные модели потребления контента. В МТС акцентируют внимание на повышении качества контента и вовлеченности в подписные продукты.

В условиях замедления роста базы подписчиков важную роль в увеличении выручки начнет играть повышение стоимости подписки через добавление новых сервисов и расширение партнерств. Однако высокая конкуренция за пользователей может сдерживать рост цен, отмечают эксперты.

Напомним, как ранее писал "Кабельщик", российский рынок виртуальных АТС увеличился на 17,7% в 2024 году.