СПЧ предлагает Путину отклонить поправки в ФЗ "О рекламе"

15.07.2014 16:40
Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека призвал Владимира Путина отклонить законы, вносящие поправки в ФЗ "О рекламе", так как они создают условия для монополизации рынка телерекламы. Об этом сообщается на сайте Совета.
 
Члены совета подготовили экспертное заключение, в котором наибольшее внимание уделяется запрету на рекламу для платных телеканалов.
 
"Следует иметь в виду, что размещение платными телеканалами коммерческой рекламы является не их конкурентным преимуществом, а вынужденной мерой. Распространяемые в кабельных и спутниковых сетях телеканалы вынуждены размещать коммерческую рекламу, чтобы обеспечить хотя бы минимальную рентабельность в условиях, когда значительная часть российской телеаудитории не может себе позволить оплачивать пользование этими телеканалами по экономически оправданным тарифам абонентской платы", - отметили члены Совета.
 
По их мнению, лишение указанных телеканалов права размещать коммерческую рекламу является необоснованным нарушением условий конкуренции. Если данная мера вступит в силу, результатом будет резкое ухудшение положения кабельных и спутниковых телеканалов одновременно с резким обогащением эфирных телеканалов, также являющихся участниками рынка коммерческой рекламы. Правозащитники при этом ссылаются на оценки специалистов, согласно которым их доходы могут вырасти на сумму $1,5 млрд. 
 
"В этой связи можно сделать вывод, что рассматриваемый пакет законов противоречит части 2 ст. 34 Конституции Российской Федерации, не допускающей экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию", - говорится в заключении.
 
По мнению членов Совета, от вступления законов в силу пострадают не только кабельные и спутниковые телеканалы, которые с потерей рекламы лишатся экономической основы нормальной деятельности и будут вынуждены прекратить свое существование.
 
Негативные последствия будут сильно ощутимы для регионального телевидения. Правозащитники напомнили, что в 2015 году предстоит отключение аналогового вещания, и региональные телеканалы могли бы сохраниться в кабельных сетях. Однако "запрет на рекламу на кабельных телеканалах делает региональное телевидение нежизнеспособным", отмечают члены СПЧ.
 
Как следствие, пострадавшими от новых законов окажутся рядовые телезрители. Они будут лишены возможности смотреть региональные каналы, которые удовлетворяли потребности населения в информации местного значения. Кроме того, телезрителям придется либо дороже платить за пользование кабельным и спутниковым телевидением, либо вообще отказываться от него, то есть резко сократить объем получаемых информационных услуг. 
 
Пострадают также экономические интересы операторов связи, одновременно являющихся операторами кабельного и спутникового телевидения и получающих доход от абонентской платы и размещаемой телеканалами рекламы. 
 
Еще одной жертвой действия законов станет малый и средний бизнес России, который имел возможность размещать свою рекламу на малобюджетных кабельных телеканалах. Размещение рекламы на эфирных телеканалах будет для них невозможным ввиду ее дороговизны. Как следствие, малый и средний бизнес страны будет вынужден отказаться от телерекламы. 
 
Члены СПЧ отмечают, что от действия законов в целом пострадает инсветиционный климат на медийном рынке России.
 
Правозащитники также подчеркнули противоречия в формулировках законов.
 
"Поскольку устранить изложенные недостатки указанного пакета законов путем внесения в них изменений не представляется возможным, постольку считаем целесообразным рекомендовать Президенту Российской Федерации отклонить данные федеральные законы, а в случае, если эти законы на момент ознакомления Главы государства с настоящим экспертным заключением уже будут подписаны, то выступить с инициативой о признании их утратившими силу", - говорится в экспертном заключении СПЧ. 
 
Напомним, 4 июля депутаты Госдумы окончательно одобрили законопроект с поправками в закон "О рекламе", согласно которым платным телеканалам будет запрещено зарабатывать на рекламе. 9 июля последовало одобрение Совета Федерации. СМИ сообщали, что Президент России Владимир Путин еще вечером 8 июля подписал все законопроекты, однако информация об этом так и не появилась на официальном сайте Кремля.