ИАА TelecomDaily провело исследование-опрос среди российских пользователей интернет-кинотеатров в феврале-марте этого года, выяснив их предпочтения, уровень затрат, частоту и очередность потребления. Опрос проходил в рамках масштабного исследования показателей рынка онлайн-видеосервисов в 2019 году, но позволил сосредоточиться на специфике потребления контента, получить оценку работы онлайнкинотеатров от самих пользователей.

Выяснилось, что, несмотря на все большее проникновение легальных сервисов, 81% респондентов предпочитают бесплатный функционал (примерно четверть из них, тем не менее, периодически оплачивают просмотр фильма или сериала). При этом 48% опрошенных сообщили, что идут за новинками на нелегальные ресурсы. Среди абонентов, которые платят за сервис, средний чек в месяц составляет более 300 руб.

Данные собирались в процессе анкетирования методом онлайн-опроса среди зрителей онлайн-кинотеатров. За две недели в нем приняли участие более 720 человек из разных регионов России. Они оценивали по предложенному списку вопросов работу сервисов, в которых зарегистрированы и чьими услугами пользуются, а также отвечали на вопросы о себе и собственном опыте потребления. Организатор опроса, TelecomDaily, готов предоставить его результаты по соответствующему запросу.

Большинство опрошенных, которые пользуются услугами онлайн-кинотеатров, — мужчины (67%) в возрасте старше 35 лет. Доля зрителей до 24 лет минимальна — всего 1%. Наиболее представлены возрастные группы от 35 до 44 лет (33% респондентов) и от 45 до 54 лет (30%).

Подавляющее большинство (81%) подписывается на сервис без абонентской платы, из них 19% иногда оплачивает просмотр отдельных единиц контента. Соответственно, еще 19% респондентов оформляет платную подписку.

Как основное устройство для просмотра телевизоры (с функционалом Smart TV, подключенной приставкой и пр.) уже обогнали ПК и ноутбуки, однако соотношение все еще почти одинаковое: контент с телевизора предпочитает смотреть 45%, с ПК/ноутбука — 44%. Со смартфона в онлайн-кинотеатры выходит 6% респондентов.

По результатам опроса в рейтинг наиболее популярных кинотеатров вошли 12 сервисов, из которых только 2 зарубежных (Netflix — 8-е место, iTunes от Apple — 10-е). Сразу 55% опрошенных пользуются ivi (1-е место), 40% — у "Кинопоиска" (2-е место) и 29% — у Megogo (3-е место). Фактически, Megogo делит эту позицию с Okko, который смотрят 28% респондентов. Отрыв 5-го места, его занимает Tvzavr, от лидеров уже кратный — у него доля в 10% (столько же у "Амедиатеки", сервисов "СТС Медиа" и Netflix). В абсолютных значениях цифры у всех игроков пропорционально ниже. Например, у ivi — 25%.

Для определения позиций кинотеатра есть и другой не менее важный показатель — "очередность выбора". Как правило, пользователю доступны целый ряд приложений (допустим, на Smart TV на панель выводятся все основные), причем в нескольких из них он может быть зарегистрирован. Респондентам предложили назвать три сервиса, которыми они пользуются чаще всего (по принципу — первый, второй, третий выбор); в этом случае тройка лидеров поменялась.

Лидером остался ivi. Этот кинотеатр в качестве первого экрана выбирает 48% опрошенных, у остальных результаты значительно скромнее: "Кинопоиск" в качестве основного сервиса использует 13% респондентов (и столько же — в качестве второго), Okko — 11% (и 16% — как второй). Мegogo по данному показателю уступил Оkko и занял четвертое место — 9 и 11% соответственно. Согласно опросу, и Okko, и Megogo — это кинотеатры "второго выбора" (в рейтинге аналогичную динамику спроса демонстрируют Netflix и iTunes). В Топ-5 кинотеатров "первого выбора" вошел также сервис Wink от "Ростелекома".

Анализ аудитории показал, что чаще всего платная модель работает у Оkko: 16% его подписчиков платит ежемесячно и еще 24% периодически. Ivi на втором месте — 13 и 18% соответственно, Wink на третьем — 17 и 13% (у этого кинотеатра максимальная доля пользователей, оформивших платную подписку).

Как выяснилось, большинство респондентов относятся к категории лояльных пользователей: 71% довольны качеством сервиса выбранного кинотеатра, 22% затруднились ответить на этот вопрос и только 7% высказались однозначно отрицательно (недовольны услугой и не будут ее рекомендовать). Больше всего недовольных среди пользователей "Амедиатеки" (10%), Tvzavr (6%), а также Megogo и Okko — по 5%. По 4% набрали ivi, Wink и "Кинопоиск".

На технические проблемы чаще всего указывают зрители ivi (29%), Megogo (28%), Start (27%), у Okko и Wink — 26%.

В том числе из-за преобладания бесплатной модели онлайн-кинотеатрами пользуются не так уж часто: 29% заходит 1-2 раза в месяц, еще 29% — несколько раз в месяц. И только треть зрителей открывает приложение для просмотра довольно часто: 12% каждый или почти каждый день, 23% — 2-3 раза в неделю. Соответственно, невысока и длительность посещения: всего 14% проводят в сервисе несколько часов в день и 80% ограничены в течение месяца (из них 37% — просматривают контент несколько часов в неделю, 43% — несколько часов в месяц).

68% опрошенных тратят на услуги онлайн-кинотеатров менее 400 руб.в месяц (из них 12% — не выходят за пределы 100 руб.), но 50% — более 250 руб. Это позволяет сделать вывод о среднем чеке по рынку в размере более 300 руб. Самая высокая доля опрошенных, 30%, — это те, кто платит от 250 до 399 руб. Еще 9% тратят от 400 до 600 руб.и 11% — ежемесячно выходят за пределы 600 руб.

При этом услуги онлайн-кинотеатров оценивают как дорогие 52% респондентов, среди пользователей платных услуг таковых 54%. Доступной цену считают 28% опрошенных и только 41% — из тех, кто прибегает к платным сервисам. Это говорит о том, что для потребителей, готовых платить, контент все-таки остается не совсем доступным. Возможно, они не могут позволить себе тот объем услуг, который считают достаточным.

Среди зрителей онлайн-кинотеатров велика доля и тех, кто кто пойдет на нелегальные ресурсы. Так, 48% опрошенных отметили, что новинки они смотрят на неофициальных площадках, в то же время 36% заявили, что не пользуются услугами таких сервисов. Практически половина (49%) отказывается платить за новинки или эксклюзивный отдельно (сверх общей подписки). Но 22% готовы доплатить не более 250 руб., еще 23% согласны потратиться на "действительно новый" контент.

Онлайн-кинотеатры, благодаря максимальной доступности услуг (часть контента в свободном доступе, а базовые подписки для новых пользователей, как правило, бесплатны в рамках акций на один-три месяца), стали одним из наиболее распространенных каналов для просмотра контента. Однако не все ограничения сегменту SVOD удалось преодолеть. Так, большинство респондентов (81%) по-прежнему используют бесплатныйфункционал, избегая абонентской платы; 54% среди тех, кто платит за контент, считают его стоимость завышенной, а 48% признают, что находят новинки на неофициальных ресурсах. Есть и обратная динамика: 45% при соблюдении ряда условий готовы за новинки все-таки доплатить. Среди респондентов самыми популярными площадками стали ivi, "Кинопоиск", Megogo и Okko (доли последних двух практически равны, делят 3-е место). В основном опрошенные демонстрируют высокий уровень удовлетворенности сервисами, тем не менее, каждый третийсталкивался с техническими проблемами или проблемами при оплате/при общении со службой поддержки. Таким образом, 7% не стали бы и вовсе рекомендовать свой кинотеатр.

"Во-первых, данный опрос показывает, какие из онлайн-кинотеатров наиболее востребованы у зрителей. Во-вторых, мы видим, что люди готовы платить за качественный контент, несмотря на то, что значительная доля просмотров до сих пор приходится на пиратский контент", — комментирует генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков.

 

Мы работаем из дома!

Слово "удалёнка" вошло в нашу жизнь и вряд ли скоро уйдет из нее, особенно после выступления президента. Мы опросили участников рынка - операторов, вещателей и примкнувших - об их впечатлениях, ноу-хау, проблемах и радостях работы из дома. Лонгрид.

Противоречия в нормативных актах, регулирующих телевещание и услуги связи

Действующее законодательство изобилует нестыковками, которые немало усложняют жизнь участникам отрасли. Юрист Алексей Малышев анализирует и систематизирует наиболее значимые из них, хотя и не питает иллюзий по части перспектив изменения ситуации.