"ТМТ Консалтинг": число абонентов платного ТВ в России выросло на 0,2%

14.05.2020 13:35

Аналитическое агентство "ТМТ Консалтинг" представило отчет по рынку платного ТВ за I квартал 2020 года. Число абонентов платного ТВ в России выросло на 0,2% по сравнению с предыдущим кварталом и составило 45,4 млн. Прирост – около 80 тыс. – оказался наименьшим за последние годы. 

Отрицательная динамика рынка, характерная в последние годы для первого квартала, в этом году усилилась: по сравнению с IV кварталом 2019 года выручка операторов сократилась на 1,8% до 26,4 млрд рублей. Причиной стал не только сезонный спад у сотовых операторов, но и многочисленные акции для новых абонентов, проводимые в первом квартале большинством крупных игроков. 

Средний счет на абонента (ARPU) составил 194 рубля без НДС – это на 5 рублей больше, чем было в 1 квартале 2019 года. 

Единственным сегментом, демонстрирующим рост абонентской базы, остается IPTV – число подписчиков услуги платного ТВ по этой технологии увеличилось за квартал на 180 тысяч, более 90% из них подключили три компании – "Ростелеком", МТС и "ВымпелКом". Продолжают переводить своих абонентов на пакеты IPTV + ШПД и небольшие локальные операторы. 

Суммарная абонбаза спутникового ТВ сократилась на 60 тысяч: отток у "Ориона" не компенсировали новые подключения в спутниковом сегменте у компании МТС. 

Число абонентов КТВ снизилось за квартал еще на 40 тысяч. 

По итогам первого квартала вновь лидером и по относительному, и по абсолютному приросту абонентской базы стала компания МТС. Драйвером роста выступил вывод на рынок новых конвергентных тарифов, по которым скидка на пользование тремя услугами достигает 40%. 

У компании "Ростелеком" темпы роста также оказались выше среднерыночных, причем число абонентов IPTV выросло почти на 2%. Заметный прирост пользователей произошел у "ЭР-Телекома" благодаря приобретению томского оператора НТС. 

В то время как спутниковый оператор "Орион" в 1 квартале потерял более 70 тысяч пользователей, лидеру рынка "Триколору" удалось сохранить показатели на уровне конца 2019 года. Удержать абонентов, в частности, помог набирающий популярность сервис "Мультиэкран", позволяющий просматривать эфир спутниковых каналов на дополнительных устройствах — смартфонах, планшетах и Smart TV.

По сравнению с общей структурой рынка по 2019 году в первом квартале позиции операторов не изменились.

В Москве число абонентов по итогам 1 квартала сократилось менее чем на 0,1%. Заметный рост продолжался только у компании МТС - абонентская база оператора за квартал увеличилась еще на 19 тысяч. 

Интересно, что это исследование вступает в противоречие с данными от ИАА TelecomDaily. "ТМТ Консалтинг" указывает, что абонентская база "ЭР-Телекома" в I квартале 2020 года выросла на 1% по сравнению с IV кварталом 2019 года. TelecomDaily же пишет, что абонентская база не изменилась. Эту информацию "Кабельщику" подтвердили в компании: абонбаза оператора не изменилась. В "ТМТ Консалтинг" пояснили, что органически абонбаза "ЭР-Телекома" находится на уровне предыдущего периода, но это без учета приобретения томского оператора НТС. В базах юрлиц указано, что оператор стал собственником НТС с 21 января 2020 года, соответственно томский оператор учитывался в данных по I кварталу.

Также есть еще одно противоречие: согласно данным "ТМТ Консалтинг", ARPU вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на пять рублей и достиг показателя в 194 рубля. При этом TelecomDaily пишет, что ARPU в I квартале 2020 года составил 190 рублей. Однако важно учитывать, что "ТМТ Консалтинг" в данные по ARPU добавляет и бизнес-сегмент, средний чек в котором всегда существенно выше.