Приказ Роскомнадзора "Об утверждении Правил маршрутизации сообщений электросвязи в случае осуществления централизованного управления сетью связи общего пользования" опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации. Ознакомиться с паспортом проекта данных Правил можно на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов.

Правила предназначены для применения в случае осуществления централизованного управления сетью связи общего пользования в отношении сообщений электросвязи, получателем или отправителем которых является пользователь услугами связи на территории Российской Федерации.

В случае, если получателем и отправителем сообщений является пользователь услугами связи на территории РФ, не допускается маршрутизация сообщений через сети связи, находящиеся за пределами территории РФ. Исключениями являются сообщения между пользователями на территории Калининградской области, на судах, приписанных к портам РФ, находящихся в открытом водном или воздушном пространстве за пределами РФ, а также в посольствах, консульствах и иных представительствах РФ за границей, и иными пользователями на территории РФ.

Маршрутизация в пределах автономной системы осуществляется с использованием размещенных на территории РФ средств связи, кроме случаев-исключений, перечисленных ранее.

Лица, имеющие номер автономной системы (организаторы распространения информации в сети интернет, имеющие номер автономной системы), согласно документу, должны обеспечивать соответствие параметров маршрутизации диапазонам сетевых адресов, обслуживаемых данными лицами, с учетом взаимодействия с другими лицами.

Также указано, что лица, имеющие номер автономной системы, обязаны обеспечить изменение маршрутов сообщений электросвязи на основании обязательного к выполнению указания, передаваемого Центром мониторинга.

Тем временем "Роскомсвобода" сообщает, что Правительство РФ подготовило документ, определяющий перечень угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории РФ интернета и сети связи общего пользования, при которых Роскомнадзор вправе переходить на централизованное управление Рунетом. Уточняется, что в настоящее время документ проходит согласования в профильных ведомствах.

В перечень угроз безопасности входят, в частности, ресурсы запрещенные законом "Об информации", а также кибератаки и иные "как преднамеренные, так и непреднамеренные" случаи информационных воздействий на средства и сети связи, в результате которых может быть нарушено их функционирование. Кроме того, угрозы нарушения доступности для граждан информационных онлайн-ресурсов органов федеральной и региональной власти и органов местного самоуправления.

Помимо этого, в списке значатся "угрозы нарушения информационной безопасности автоматизированных систем управления сетями связи операторов и технологических сетей связи, систем управления точками обмена трафиком, технических средств и ПО центра мониторинга и управления сетью связи общего пользования, технических средств противодействия угрозам, национальной системы доменных имён, критической информационной инфраструктуре РФ".

Под угрозой устойчивости предполагается понимать угрозу, "при которой нарушается работоспособность сети связи при отказе части ее элементов, а также в условиях внешних дестабилизирующих воздействий природного и технологического характера". В частности, к таким угрозом относятся: невозможность доступа к услугам связи из-за аварии или перегрузки узла связи, из-за чего для физических и юридических лиц оказываются недоступны услуги связи или вызов экстренных служб, а также невозможность доступа к услугам связи для критически важных объектов, которая может повлечь нарушение или прекращение их функционирования.

Угроза целостности определяется как угроза "нарушения способности взаимодействия сети связи, при котором становится невозможным установление соединений между пользователями услуг связи или информационными ресурсами. Речь идет, во-первых, об угрозах нарушения взаимодействия сети связи общего пользования с зарубежными сетями электросвязи, из-за чего становится невозможным организация соединений с пользователями услугами связи или информресурсами, расположенными за рубежом, а во-вторых, об угрозах нарушения функционирования интернета, из-за которых невозможна организация взаимодействия российских интернет-пользователей с другими, в том числе теми, кто находится за границей".

Напомним, закон о "суверенном Рунете" вступил в силу 1 ноября 2019 года, кроме положений, начало действия которых отсрочено до 1 января 2021 года.