В Казахстане падает популярность традиционного ТВ

22.10.2021 13:09

Телепотребление в Казахстане по сравнению с допандемийными показателями выросло на 13% в течение 2020 года. В то же время все больше пользователей предпочитают смотреть видеоконтент в интернете, пишет Kursiv.kz. 

По сравнению с мартом 2019 года рейтинг измеряемых телеканалов вырос осенью 2020 года на 29%. Это произошло в разгар карантина. Рост рейтингов был отмечен как в будние дни (+34%), так и в выходные (+23%). 

Во время самоизоляции жители Казахстана активно смотрели телевизор. Многие операторы подхватили эту тенденцию: "Казахтелеком" запустил TV+, Beeline открыл доступ к BeeTV для абонентов всех операторов. Объем услуг по распространению программ достиг 33 млрд тенге (+13,8%).

Однако начиная с 2021 года показатели телесмотрения резко пошли на спад. Аналитики связывают это с тем, что казахстанцы стали все чаще приобретать телевизоры с функцией Smart TV, которые позволяют смотреть контент в интернете. По данным портала Kaspi.kz, расходы на электронику в Казахстане в 2020 году выросли на 172% по сравнению с 2019 годом.

Причиной резкого спада популярности традиционного ТВ также стало большое количество промоакций онлайн-кинотеатров, бум которых пришелся на сентябрь-октябрь 2020 года, полагают эксперты. Так, ivi объявил о партнерстве с Amediateka, после чего предложил пользователям большие скидки на подписку. Число подписок на "Яндекс.Плюс" увеличилось во время каранатина в три раза. Одновременно с этим начал работу русскоязычный интерфейс Netflix для стран СНГ, что также способствовало быстрому росту аудитории стриминговых сервисов.

На спад рейтингов традиционного ТВ повлияла и растущая популярность соцсетей с видеоконтентом. По данным TikTok, 30% жителей Казахстана пользуются сервисом. Аналитики полагают, что казахстанским пользователям не хватает развлекательного контента, который практически не показывают по ТВ. По их мнению, если телевидение начнет транслировать больше развлекательных передач местного производства, есть шанс, что отток аудитории будет происходить не такими быстрыми темпами.

По данным J’son & Partners Consulting, число абонентов платного ТВ в Казахстане едва превысит 2 млн к 2022 году. Согласно прогнозам компании, доля абонентов, подключенных к кабельному ТВ, сократится до 60% к 2022 году по сравнению с 64% в 2017 году.

Что касается развития казахстанского телекоммуникационного рынка в целом, то объем услуг связи за девять месяцев 2021 года достиг 744 млрд тенге, продемонстрировав рост на 14,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Услуги проводного и беспроводного доступа в интернет являются доминирующим сегментом. Объем сервисов по этому направлению достиг 295 млрд тенге, или 36,9% от всего рынка. Рост по сравнению с прошлым годом составил 21,7%.

Во время карантина спрос на фиксированный интернет увеличился вследствие перехода на удаленку. В этом году положительная динамика продолжилась: в сентябре 2021 года число абонентов фиксированного интернета выросло на 7,3% (г/г) и достигло 2,7 млн. При этом почти у 100% абонентов фиксированного интернета есть широкополосный доступ.  

Абонентская база мобильного интернета также выросла – с 15,9 млн единиц в сентябре 2020 году до 16,3 млн единиц в 2021 году. Широкополосный доступ имеется у 98,7% абонентов беспроводного интернета.

Ожидается, что к декабрю 2025 года уровень проникновения широкополосного доступа (ШПД) в домашние сети достигнет 95%. Также планируется, что к этому сроку 14 городов будут подключены к сетям 5G.