COPM, операторы связи и их абоненты

COPM, операторы связи и их абоненты

Денис Катуров,

заместитель директора компании IP-Stream

На сайте Минкомсвязи РФ велось обсуждение проекта Приказа «Об утверждении Требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-разыскных мероприятий. Часть II. Требования к сетям передачи данных» – об этом и хотелось бы поговорить.

Любая деятельность по возмездному оказанию услуг в Российской Федерации подлежит обязательному лицензированию (ст. 29 Федерального закона «О связи» от 07.07.2003 №126-ФЗ). Виды лицензируемой деятельности, а также перечень условий по оказанию услуг связи по видам деятельности утверждены Постановлением Правительства РФ «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечень лицензионных условий» от 18.02.2005 №87. Из двадцати видов услуг, приведенных в этом Постановлении, требований об «Обеспечении реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий» нет только в лицензиях на услуги местной телефонной связи с использованием средств коллективного доступа (переговорные пункты и таксофоны), услуги связи для целей кабельного, эфирного и проводного радиовещания.

То есть почти любая услуга связи, оказываемая юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или гражданину (физическому лицу) оказывается под контролем соответствующих служб: Управления ФСБ России или Главного Управления внутренних дел.

Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность» от 27.08.2005 №538 (далее по тексту – Правила взаимодействия) предусмотрено: «Ввод в эксплуатацию технических средств осуществляется оператором связи на основании акта, подписанного в установленном порядке представителями органа Федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере связи и оператора связи» (п.10 Правил взаимодействия), то есть без «обеспечения реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий» оператор связи не сможет предъявить сеть или сооружение связи к сдаче, получить Разрешение на эксплуатацию сооружения связи и начать оказывать услуги (п.5.4. и 3.10 Приказа Мининформсвязи РФ «Об утверждении Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи» от 09.09.2002 №113) – не может совершать действия, ради которых и был основан.

Технические аспекты системы оперативно-разыскных мероприятий охраняются все теми же Правилами взаимодействия (п.11), и лица, участвующие со стороны оператора связи в создании и эксплуатации подобной системы дают подписку о неразглашении; я, однако, хотел обратить внимание на открыто опубликованные нормативно-правовые
акты, противоречащие друг другу в вопросах обеспечения оперативно-разыскных мероприятий, и некоторые экономические вопросы, задаваемые операторами связи по этому поводу.

«Технические средства системы оперативно-разыскных мероприятий размещаются на узлах связи сети связи оператора связи в соответствии с Планом мероприятий по внедрению технических средств дляпроведения оперативно-разыскных мероприятий» (п.10 Приказа Мининформсвязи РФ «Об утверждении требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-разыскных мероприятий. Часть I. Общие требования» от 16.01.2008 №6).

В 1997 г. между Минсвязи РФ и ФСБ России было подписано Соглашение по вопросу внедрения технических средств системы оперативно-разыскных мероприятий (Приказ Минсвязи РФ от 18.02.1997 №25), в котором предусматривалось: «Затраты на поставку аппаратно-программных средств СОРМ для всех сетей электросвязи Российской Федерации финансируются следующим образом:
– аппаратно-программные средства СОРМ, входящие в состав коммутационного оборудования, и каналообразующая аппаратура – за счет средств предприятий-операторов связи;
– линии (каналы) связи между станционным оборудованием СОРМ и ПУ:
а) при наличии технической возможности ФСБ России – за ее счет;
б) при отсутствии технической возможности ФСБ России – на договорной основе с предприятиемоператором связи в соответствии с действующим законодательством и нормативной базой;
– оборудование ПУ СОРМ – за счет средств предприятий-операторов связи с последующей компенсацией затрат по договорам в соответствии с гарантийными обязательствами со стороны ФСБ России в срок, не превышающий одного года» (п.4 ст.5 Приказа Минсвязи РФ от 18.02.1997 № 25).

Данный приказ был отменен в 2000 г. (Приказ Минсвязи РФ от 25.09.2000 №160) и, поскольку не появилось ничего нового взамен, переложил финансовую ответственность за «обеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативноразыскных мероприятий» на плечи (кошельки) операторов связи. А следовательно, на плечи (кошельки) абонентов и пользователей услуг связи этих операторов. Каждый абонент оператора связи – пользуется ли он телефоном, сотовым или выходит в интернет, фактически – оплачивает слежку за собой. И хорошо, когда оператор связи находится в том же городе, что и ПУ СОРМ Управления ФСБ России или ГУВД. А если оператор связи находится не в одном с ними городе? Ведь в этом случае оператор связи вынужден оплачивать канал связи от своей сети до того города, где указанное ПУ СОРМ организовано. При этом данный канал связи, при существующем перекосе между объемом внутреннего и внешнего трафика, в несколько раз превышает ширину канала связи, оплачиваемого им для доступа в интернет (требование абз.2 п.2 проекта Приказа Минкомсвязи РФ «Об утверждении требований к сетям
электросвязи для проведения оперативно-разыскных мероприятий. Часть II. Требования к сетям передачи данных»). На операторов связи (и их абонентов, в конечном итоге) опять взваливают финансовое бремя по приобретению, монтажу и содержанию не только технических средств системы оперативно-разыскных мероприятий, но и каналов связи от этого оборудования до «ответного» оборудования, установленного в Управлениях ФСБ России или ГУВД по субъектам Федерации.

В 2007 г. ООО «Атлас-Интернет» (г. Трехгорный Челябинской области) обращается в Министерство финансов РФ с письмом о разъяснении порядка компенсации расходов операторов связи на обеспечение оперативно-разыскной деятельности и получает ответ: «Расходы на оперативно-разыскные мероприятия осуществляются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, как главными распорядителями средств федерального бюджета, за счет средств, предусмотренных на их содержание» (Письмо Минфин России от 31.05.2007 №10-7-2/2078. Это письмо было открыто опубликовано в Сети). Смысл данной сентенции сводится к простому: «Средства, затраченные вами на приобретение и внедрение системы оперативно-разыскных мероприятий, взыскивайте с той самой Службы, для которой это и строилось: ФСБ России или Министерства внутренних дел». Кто-нибудь пробовал бодаться с государством «за деньги»?

Теперь – противоречия
Основным нормативно-правовым документов для всех операторов связи, бесспорно, является Федеральный закон «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ, ст.63 которого предусмотрено: «На территории Российской Федерации гарантируется тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи.

Ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами». Обратите внимание: «…ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений (по сути – почти все услуги связи)… допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами». Тогда как порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, регулируется всего лишь Постановлением Правительства РФ.

Требования же к подобному взаимодействию и вовсе определены Приказами Минкомсвязи РФ или его предшественниками. А вот норма, обязывающая операторов связи хранить данную тайну, напротив – прямо предусмотрена ч.2 ст.63 Федерального закона «О связи»: «Операторы связи обязаны обеспечить соблюдение тайны связи».

«Сведения о передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи сообщениях, о почтовых отправлениях и почтовых переводах денежных средств, а также сами эти сообщения, почтовые отправления и переводимые денежные средства могут выдаваться только отправителям и получателям или их уполномоченным представителям, если иное не предусмотрено федеральными законами» (ч.4 ст.63 Федерального закона «О связи»).

Верховный суд Российской Федерации в 2000 г. уже рассматривал подобное противоречие, к сожалению – по прошлой редакции Федерального закона «О связи»  (Федеральный закон «О связи» от 16.02.1995 №15-ФЗ) и Приказу Мининформсвязи РФ от 25.07.2000 №130, в части нарушения требованиями обеспечения реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий положений той редакции Федерального закона «О связи», обязывающего операторов соблюдать тайну связи.

Пункт этот – «Операторы связи обязаны обеспечить соблюдение тайны связи» (п.2 ст.63) – остался и в новой редакции Федерального закона «О связи». Доводы Верховного суда РФ в Решении от 25.09.2000 №ГКПИ 00-1064 были следующими: «Довод представителей Министерства РФ по связи и информатизации при этом о том, что ответственность за соблюдение законности при организации и проведении оперативно-разыскных мероприятий в соответствии с Законом «Об оперативно-разыскной деятельности» несут руководители органов, осуществляющих такую деятельность, не может быть принят во внимание, поскольку предусмотренная законом ответственность указанных органов и их должностных лиц за законность проведения этих мероприятий не освобождает операторов связи (органы связи) от возложенной на
них обязанности по обеспечению соблюдения тайны связи в любое время, независимо от того, за прошедшее время или на период проведения телефонных переговоров предоставляется информация о данных переговорах. В связи с этим операторы связи должны давать информацию о телефонных переговорах абонентов лишь при предоставлении органами, осуществляющими оперативно-разыскные мероприятия, соответствующих, предусмотренных законом, документов.

Предоставление же операторами связи этим органам информации о телефонных переговорах без соответствующих на то документов противоречит как требованиям Конституции РФ, так и действующему федеральному законодательству РФ».

Обратите внимание: «Предоставление же операторами связи этим органам информации о телефонных переговорах без соответствующих на то документов противоречит как требованиям Конституции РФ, так и действующему федеральному законодательству РФ».

После вступления в силу нового Федерального закона «О связи» от 07.07.2003 №126-ФЗ, в Определении Судьи Верховного суда Российской Федерации от 05.10.2005 № ГКПИ05-1247 и в Определении Кассационной коллегии Верховного суда Российской Федерации от 01.12.2005 №КАС05-546 судьи выносили решение о невозможности рассмотрения данного вопроса в пределах их компетенции, поскольку противоречие подобных нормативноправовых актов касается ст.23 Конституции РФ, а следовательно, по подсудности относится к компетенции Конституционного суда РФ. И только! Рассмотрения по существу – не происходило!

Руководствуясь требованиями п.5 Правил взаимодействия и Приказом Мининформсвязи «Об утверждении типовых Требований к плану мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-разыскных мероприятий» от 15.01.2008 №5, каждый оператор направляет в местное Управление ФСБ России письмо по составлению Плана мероприятий. И поскольку не руководствуется ни здравым смыслом, ни сколько-нибудь грамотным техническим и юридическим обоснованием, получа-
ет План мероприятий, неподъемный по финансовым соображениям. При этом надо учитывать, что подобная система строится у каждого оператора связи, то есть по сути дублирует друг друга на всех уровнях построения взаимоувязанной сети связи Российской Федерации. Тем не менее выход из положения есть. Во-первых, это внимательное изучение имеющихся нормативно-правовых актов – в п.6 Правил взаимодействия установлено: «В случае применения оператором связи средств связи, для которых не установлены требования… оператор связи на основании обращения органа федеральной службы безопасности предоставляет ему технологические помещения, соответствующие требованиям, установленным Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации». Средств связи, а не сетей связи. То есть если в Сертификате соответствия «Связь» на применяемое оборудование (коммутаторы и маршрутизаторы) не указано: «соответствует установленным требованиям: Технические требования к системе технических средств по обеспечению функций оперативно-разыскных мероприятий», то оператор связи вполне может обойтись предоставлением технологического помещения.

Постановлением Правительства РФ «Об утверждении перечня средств связи, подлежащих обязательной сертификации» от 25.06.2009 №532, разделом IV предусмотрено: «Оборудование систем коммутации, включая программное обеспечение, обеспечивающее выполнение установленных действий при проведении оперативно-разыскных мероприятий. Оборудование цифровых транспортных систем, включая программное обеспечение, обеспечивающее выполнение установленных действий при проведении
оперативно-разыскных мероприятий. Технические и программные средства информационных систем, содержащих базы данных абонентов оператора связи и предоставленных им услугах связи, обеспечивающие выполнение установленных действий при проведении оперативно-разыскных мероприятий».

То есть при сертификации средств связи в обязательном порядке должно проверяться в том числе и обеспечение этими средствами связи реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий. За исключением Электронных АТС, Оборудования SoftSwitch и транспортной аппаратуры – какое еще оборудование содержит в своем Сертификате соответствия «Связь» упоминание, что производилось тестирование «На соответствие установленным требованиям: «Технические требования к системе технических средств по обеспечению функций оперативно-разыскных мероприятий»?

Во-вторых, это совместные усилия операторов связи по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство (ведь смогли же крупные операторы «продавить» через изменение законодательства свои интересы по оплате точек присоединения к их сетям – взамен ежемесячной оплаты самих точек присоединения появилась оплата 1000 минут трафика на каждой точке присоединения, без учета их реального потребления до указанного значения).

Именно сейчас, когда утверждаются Требования к сетям электросвязи для проведения оперативноразыскных мероприятий. Часть II. Требования к сетям передачи данных – внести четкое понимание, какой объем информации требуется от каждого оператора связи на своем уровне: местный оператор связи предоставляет только местный трафик, канальный оператор связи – только трафик, агрегированный от местных операторов связи, магистральный оператор связи – только трафик, агрегированный от канальных операторов связи и т.д.

И еще: нужно обязать Управления ФСБ России или ГУВД по субъектам Федерации содержать (оплачивать или строить самостоятельно) каналы связи от своих центров до операторов, находящихся не в областных центрах, чтобы снять с них и с их абонентов финансовую нагрузку хотя бы в части ежемесячной оплаты этих каналов связи.

Уже есть опыт вынесения Решения Верховного суда Российской Федерации по противоречию требований Федерального закона и подзаконных актов Конституции РФ, обязавшее уполномоченные органы предъявлять операторам связи документы, предусмотренные законом: «Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения» (ч.2 ст.23 Конституции РФ как высшего нормативного правового документа Российской Федерации).

____________________

Павел Ануфриев, начальник юридического отдела ООО «Телеком-консалтинг»:

В рамках конституционных прав на тайну переписки и права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, затронутых в комментируемой статье, необходимо обозначить иные требования от оператора кабельного телевидения, связанные с обеспечением вышеуказанных прав.

Так, согласно ст. 2 Федерального закона «О персональных данных» (далее – ФЗ «О персональных данных») целью настоящего закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Настоящим законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой в том числе юридическими лицами, физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации.

При этом в соответствии со ст. 3 ФЗ «О персональных данных», персональные данные – это любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

А под обработкой персональных данных понимаются действия с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передача), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных. Из вышеизложенного следует вывод о том, что деятельность каждого оператора кабельного телевидения по хранению, накоплению, сбору информации об абонентах (клиентах) физических лицах подлежит регулированию с учетом требований ФЗ «О персональных данных». В связи с ограниченностью настоящего комментария не представляется возможным изложить абсолютно все требования ФЗ «О персональных данных». Однако считаю необходимым остановиться на некоторых из них.

Так, статья 22 ФЗ «О персональных данных» закрепила за операторами обязанность до начала обработки персональных данных уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных. В соответствии с п. 1 Положения «О Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 г. №228, уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, на который возлагается обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям настоящего ФЗ, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Однако оператор кабельного телевидения вправе осуществлять без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных обработку персональных данных, в случае если выполняется два условия (ст. 22):
1) персональные данные не должны распространяться и предоставляться третьим лицам без согласия субъекта персональных данных;
2) использовать персональные данные исключительно для исполнения договора и заключения договоров с субъектом персональных данных.
При этом существуют и другие исключения (п. 2 ст. 22).
Резюмируя сказанное, оператору кабельного телевидения следует воздержаться от совершения вышеуказанных действий в своей деятельности, дабы не осуществлять процедуру уведомления уполномоченного органа.

В соответствии со ст. 9 ФЗ «О персональных данных» субъект персональных данных (клиент, абонент) принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе. Обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных возлагается на оператора. Таким образом, во избежание спорных ситуаций оператору кабельного телевидения следует внести в договор с абонентом положение следующего характера: «Абонент, предоставляющий персональные данные, содержащиеся в настоящем договоре, сог асен на об-
работку, включая автоматизированную обработку персональных данных Оператором кабельного телевидения, в соответствии с требованием действующего законодательства РФ».

Кроме того, в ст. 18, 19 ФЗ «О персональных данных» установлены следующие обязанности:
– оператор обязан предоставить субъекту персональных данных по его просьбе информацию, предусмотренную частью 4 статьи 14;
– оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий. При этом данные требования закреплены в Постановлении Правительства РФ от 17.11.2007 №781 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».

Заканчивая настоящий обзор законодательства в области обработки персональных данных, следует еще раз подчеркнуть, что оператор кабельного телевидения, заключающий договоры с физическими лицами, обязан соблюдать требования данной сферы законодательства.