Эр-Телеком посчитал своих абонентов дважды

Гамбургский счет

Сегодня компания ЭР-Телеком (бренд «Дом.ру») распространила релиз, в котором рассказала о подключении 5-миллионного абонента. Красивая цифра получилась благодаря оригинальной системе подсчета.

Выяснилось, что ЭР-Телеком решил посчитать всех абонентов скопом. В одной цифре он указал и пользователей услуг ШПД, и кабельного телевидения и даже телефонии. Вроде бы, ничего страшного, но учитывая, что оператор в основном продаёт свои услуги пакетами, то, получается, что в итоговой цифре большая часть абонентов попросту посчитана дважды или трижды.
 
«В рейтингах ведущих аналитических агентств (ICM Consulting, AC&M, Telecom Daily и т.д.) представлено количество пользователей наших услуг по отдельности — ШПД и КТВ. Но для компании не менее важно считать общее количество предоставляемых услуг (ШПД, КТВ и телефония). Показывая прирост абонентов, мы считаем абонентскую базу по количеству активных договоров. Когда человек подключает пакет услуг "3 в 1" или "2 в 1" мы считаем, соответственно, 3 и 2 договора, поскольку иначе будет невозможно разложить количество пользователей по услугам. Пакет — это сервисная характеристика, по факту же абонент подключается к разным услугам. Таким образом, мы и заявляем общее число абонентов всех услуг«, — поясняет арифметику компании и.о. руководителя PR-службы ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» Алла Григорьева.
 
На взгляд редакции "Кабельщика" такой подход является довольно спорным. Несмотря на то, что единого стандарта учёта абонентской базы в России не существует, принято отчитываться либо об общем числе домохозяйств, подключенных к различным услугам (пусть хоть к пяти сразу), либо предоставлять цифры отдельно по каждой услуге, а не мешать все в одну кучу.
 
Гораздо корректней, на наш взгляд, было бы сказать, что ЭР-Телеком имеет 2,4 млн контрактов по ШПД, 2,2 млн контрактов по кабельному ТВ и 400 тысяч контрактов фиксированной телефонной связи. Все эти сервисы в различных комбинациях (double-play, triple-play) используются не более чем в 2,5 млн домохозяйств (эту цифру мы получаем исходя из заявления оператора, что «сегодня более 80% наших абонентов выбирают именно комплексные предложения, т.е. подключают сразу несколько услуг»). Цифры не такие красивые, но зато честные. Даже если предположить, что часть абонентов ЭР-Телекома использует редкое сочетание double-play "КТВ + телефония", то все равно...
 
общее количество домохозяйств, т.е. абонентов в стандартном понимании термина примерно в два раза ниже заявленных 5 млн.
 
От главного редактора
 
Казалось бы, слишком много внимания одному пресс-релизу, но ситуация - симптоматичная. Я считаю подачу информации в таком виде - некорректной, понимая, что за этим последует. А последует волна публикаций (на правах рекламы и просто так) на страницах газет, журналов и интернет-изданий, которые, не разбирая и не понимая сути этих цифр, растиражируют эти "5 млн абонентов Дом.ру". Цифра осядет в головах обывателей и дальнейшую корректную отчетность других операторов они будут воспринимать искаженно.
 
К счастью, в числе "абонентов" Дом.ру не учтены контракты по аренде роутеров и приставок, иначе цифра была бы еще больше и еще некорректнее.
 
Давайте представим, какая картина бы вырисовалась на телеком-рынке, если бы и остальные операторы предоставляли суммарную базу своих абонентов:
 
Оригинальная методика подсчета абонентов от ЭР-Телеком

Цифры Эр-Телекома даны на конец октября 2012.

А теперь подумайте, нормально ли при такой системе подсчета прозвучал бы заголовок "ЭР-Телеком отстал по абонентам от Ростелекома в 8,5 раз"?

Никто не отрицает мощь и успешное развитие бизнеса ЭР-Телекома, но давайте будем более корректны в афишировании собственных успехов.