Irdeto: трое из ларца

В рамках прошедшей в Украине телеком-выставки EEBC, о которой "Кабельщик" обязательно расскажет в ближайшее время, нам удалось побеседовать с Андреем Силанчевым, директором по развитию бизнеса Irdeto в России и СНГ, и расспросить его о новых решениях компании в сфере платного ТВ.
 
Расскажите, пожалуйста, о новинках, которые Irdeto представила в рамках выставки IBC’2013.
 
В рамках данной выставки мы представили три глобальных решения — это решения по защите контента как в Broadcast так и в Broadband сетях — Media Protection, E2E OTT решение Multiscreen и Revenue Assurance. Последнее, к примеру, позволяет операторам бороться с пиратством и быть уверенным в том, что все доходы, которые можно получить от сервисов, ими получены.
 
В рамках решения по защите контента в Broadcast сетях мы представили свое бескарточное решение Irdeto Cloacked CA. Это решение успешно внедряется уже несколько лет, оно было анонсировано первый раз на IBC в 2011 году и сейчас мы с гордостью заявляем, что бескарточное решение уже выбрали 30 операторов платного телевидения по всему миру. На текущий момент более 8 млн. конечных пользователей смотрят ТВ с помощью бескарточных устройств — STB-ов и CAM-модулей с использованием нашего решения.
 
А в России такое решение реализовано?
 
В России есть ряд бескарточных проектов, они сейчас находятся в стадии разработки. Я не могу называть имена наших клиентов, пока проекты не запущены.
 
Надо сказать, что Irdeto Cloacked CA особенно популярно в сетях наземного эфирного вещания, мы это видим на всей территории Восточной Европы и СНГ где операторы активно занимаются цифровизацией эфирного телевидения. Ведь аналог нужно будет отключить уже в 2015 году. Если говорить об СНГ, то здесь практически в каждой стране операторы для закрытия эфирного сигнала используют решение Irdeto Cloacked CA. На Украине им пользуется "Зеонбуд", в Казахстане — "Казтелерадио", в Азербайджане — B&B TV (это коммерческий оператор, который запускает платный пакет DVB-T2), в Беларуси — Космос ТВ.
 
Для России, получается, это решение не подходит, так как цифровое эфирное ТВ у нас не закодировано?
 
Если говорить про национальный проект цифровизации, мы точно знаем, что I мультиплекс в России не будет кодирован, II-ой, возможно тоже будет free-to-air. А вот последующие возможно, будут закодированы. Однако использование данного решения в других странах наиболее популярно для трансляции национальных каналов в режиме Free-to-View, то есть закодировано но бесплатно для абонента, и только так достигается высокое качество предоставляемых услуг, т.к. оператор уверен в отсутствии не сертифицированных, серых приемников на рынке. Программное обеспечение приемника полностью обновляемо через эфир, что позволяет постоянно усовершенствовать продукт, добавляя новый функционал, к примеру, жанровый EPG, электронную газету новостей (E-news), возможность ЧС сообщений, к примеру, о катаклизмах, причем таргетированно по районам и вплоть до каждого абонента и т.п., а в России подобные катаклизмы, к сожалению, случаются. 
 
Безусловно, казна государства от такой модели так же выигрывает, так как за сертифицированные приемники платятся все пошлины в отличие от ввезенных бесконтрольно, ну или развивается внутренняя экономика страны, если приемники производятся локально. 
 
Хорошо, вернемся к новым технологиям Irdeto.
 
Да, я уже рассказал про бескарточное решение, теперь переходим к Multiscreen. Irdeto анонсировала в этом году на выставке IBC законченное решение Multiscreen, как полностью облачное, предоставляющееся по модели Managed Services решение. Что это подразумевает. Все модули управления, защиты и монетизации контента находятся в защищенных и распределенных по миру Дата-Центрах Irdeto. Эта платформа позволяет управлять контентом оператора от его вставки до публикации на конечных устройствах, таких как STB, Smart TV, iOS, Android-устройства, игровые консоли, PC, MAC. Оператору всего лишь нужно настроите бизнес процессы под свою модель бизнеса. Все взаиморасчёты с вендорами DRM Irdeto берет на себя. Оператор платит только за set-up и далее за активных абонентов в месяц. То есть только за тех абонентов, которые непосредственно потребляют услуги оператора. В рамках данного решения Irdeto разработало унифицированный интерфейс на все возможные устройства. У оператора есть возможность изменить некоторые элементы интерфейса под себя, разместить логотип, поменять размеры, цвета, то есть персонализировать под себя пользовательский интерфейс. В решении сделан упор на персональные предпочтения каждого из конечных пользователей, задействован мощный движок рекомендаций, проведена интеграция с социальным медиа, реализована поддержка таргетированной рекламы и т.п. Еще одной особенностью E2E решения является ее быстрый запуск. Оператор сможет в течение нескольких недель (не месяцев, как обычно) развернуть собственную платформу OTT.
 
По Multiscreen мы работаем с крупнейшими в мире медийными-компаниями. Среди наших клиентов Comcast, Rogers, Multichoice Africa, Viasat, Foxtel, Astro и другие.
 
В рамках своего выступления на конференции EEBC вы призывали операторов как можно скорее реализовывать OTT-проекты, аргументируя это потенциальной выгодой и доходами. Но, в той же России ходят разговоры о том, что на текущий момент OTT — это по большей части инвестиционные проекты, на которых тяжело заработать вне зависимости от модели монетизации — платной подписки или рекламы. 
 
Тут сложно согласиться, потому что для классических операторов, которые предоставляют сервис PayTV и страдают от оттока абонентов, которые уходят с Интернет, OTT — это единственная возможность удержать существующих абонентов, чтобы сохранить прибыль и даже привлечь новых. Мы это видим на более зрелых рынках OTT таких как США и Западная Европа где внедрение сервисов OTT стимулирует рост абонентской базы и получения новых доходов. 
 
А изменить пакетирование или пойти на другие шаги — это не поможет?
 
Нет. Потребление пользователями контента с появлением Интернет изменилось, современных людей и особенно молодое поколении не устраивает пассивное теле смотрение, им нужен контент по их желанию, в удобное им время, на любимых устройствах и возможность обмениваться впечатлениями с друзьями, тоесть мультиэкранность, интерактивность, социальность. На рынке появляются новые игроки, назовем их новые OTT-компании, которые перетягивают на себя пользователей классического ТВ. В этой ситуации классические игроки терпят убытки, их клиенты начинают отказываться от части пакетов "cord-shaving", а то и вовсе от услуг традиционного линейного ТВ "cord-cutting". Все это не может не отразиться на ARPU и доходах оператора.
 
 
Понятно. Давайте тогда перейдем к третьему решению.
 
Да, это Revenue Assurance. Это комплекс решений, направленных, на борьбу с пиратством. Для этого у нас есть подразделение Irdeto Business Intelligence, которое помогает операторам анализировать незаконное потребление их контента и выдавать полную статистику и рекомендации по борьбе с этим типом пиратства. 
 
Приведу пример. Оператор планирует купить свежий голливудский фильм и заработать на премьере своим абонентам. Или выкупить права на трансляцию футбольного матча и т.п. Но как только он начинает трансляцию матча, пиратские сервисы ре-дистрибутируют контент через тысячи серверов к каждому из которых может быть подключены тысячи пользователей. То есть многомиллионная аудитория, пользующаяся пиратскими сервисами может скачивать фильмы или смотреть online матчи, не платя при этом правообладателю. Операторы не дополучает прибыль в миллионы долларов США. 
 
Irdeto по заказу оператора анализирует все возможные источники пиратского трафика в интернет — Peer-to-Peer сети, Web-Video, Cyberlocker, поисковые системы, рекламные сети и прочие, определяя все ресурсы, где незаконно распространяется контент. Осведомленный оператор — вооруженный оператор. Далее применяется законодательная база, когда, к примеру, Irdeto от лица правообладателя требует закрытия пиратских ресурсов, а в противном случае обращается в суд. По статистике в США и Европе после выдвижения требований от Irdeto о закрытии пиратского ресурса до 97% заявок отрабатывались положительно, не доводя дело до суда. Ведь интернет сервис провайдерам и хостинговым компаниям, которыми пользуются пираты, не нужны проблемы с законом. Так же оператор может получить бизнес рекомендации. Например, узнавать — в каких географических точках популярен его контент и соответственно расширить аудиторию, предложив там легальный способ просмотра. Или рекомендацию о том, какой контент слабо продвигается платформой OTT и нужно усилить рекламу и т.п.
 
А каким образом вы узнаете с какого IP-адреса происходит воровство контента, и вообще, как определяете, что контент используется нелегально?
 
Мы используем систему распознавания контента. Для этого оператор сообщает нам — какое событие нужно отслеживать в данный момент времени, и мы по специальным признакам начинаем отслеживать его во всей сети Интернет — где бы его не показали, кто бы его не скачал.
 
И дорого это обходится операторам?
 
Затраты ничтожны по сравнению с эффектом от данных мероприятий и уверенности, что оператор получает всю возможную прибыль с рынка. 
 
По статистике, за прошлый год Irdeto обнаружила 12 млрд. попыток незаконного просмотра контента по всему мира.
 
А в России это решение как-то используется?
 
Сейчас в рамках нового законодательства по борьбе с пиратством мы ведем переговоры с уполномоченными органами и заинтересованными правообладателями на предмет сотрудничества, будь то студии, Broadcast или Broadband операторы. С какими именно, пока не могу сказать, но могу пояснить суть. 
 
Мониторинг пиратства в Интернет — это всего лишь инструмент получения информации, главное — как ее применить. Каждый оператор, который получает такую информацию от авторитетного источника как Irdeto, может обратиться в суд где будет принято решение о закрытии того или иного пиратского сервиса. Если оператор просто предположит наличие пиратской деятельности в отношении его контента, этого, скорее всего ему будет недостаточно, для принятия положительно решения о закрытии. А Irdeto может стать своего рода связующим звеном, авторитетным источником информации о пиратской деятельности.
 
 
АНАЛИТИКА:
 
Рынок Восточной Европе по-прежнему относительно неразвит, когда речь идет о Multiscreen сервисах, и это создает огромные возможности для операторов с существующей клиентской базой, с возможностью продвижения через существующие каналы дистрибуции, и хорошей узнаваемостью и ценностью бренда. Агенство Informa оценивает рост доходов от сервисов Multiscreen в более чем 12 раз (1236%) в Восточной Европе в период с 2012 до 2017 (5 лет). 
 
Если посмотреть на разбивку по источникам дохода от OTT сервисов в мире то увидим, что на текущий год рекламная модель занимает 50%, модель подписки 35% и транзакционный просмотр 15% и тенденция сохранится в ближайшие годы. 
 
Всего в мире ОТТ сервисы ежегодно генерируют $10 млрд. (статистика за 2012 год), а к 2017 году по прогнозам Informa Telecoms & Media они будут генерировать более $37 млрд. что составляет рост более чем в 3,5 раза за 5 лет. Доля рынка Европы, куда входит Украина, вырастет с 16% до 22% к 2017 году.