Как казаки многоканальное телевидение смотрели

Аудитория СМИ на селе нечасто привлекает внимание медиаисследователей. Считается, что в коммерческом плане эта социальная общность не представляет особого интереса, поэтому работать с ней можно “по остаточному принципу”. В то же время очевидно, что медийные потребности сельских жителей должны иметь определенную специфику, а результаты общероссийских массовых опросов, проводимых различными социологическими службами, фиксируют достаточно высокий уровень проникновения новых медиа: цифрового многоканального телевидения, интернета, мобильной телефонии.
 
Направления трансформации сельских аудиторий в современной России — одно из направлений изучения лаборатории Центра фундаментальных исследований, действующей на факультете медиакоммуникаций НИУ “Высшая школа экономики”. Исследовательская программа рассчитана на несколько лет и предполагает организацию научных экспедиций в несколько различных регионов страны. В прошлом году преподаватели и студенты исследовали деревни Мантуровского района Костромской области. В этом году с 22 июня по 5 июля местом проведения исследования было выбрано сельское поселение Коксовская Белокалитвинского района Ростовской области. Экспедиция была организована совместно с факультетом медиакоммуникаций и мультимедийных технологий Донского государственного технического университета (Ростов-на-Дону). В рамках проекта использовались различные методы: глубинные интервью, анкетирование, включенное наблюдение и т.д.
 
  
 
В настоящее время анализ собранных материалов продолжается. Статья написана на базе впечатлений от поездки и первых полученных результатов.
 
Что, где и как?
 
Сельское поселение Коксовская расположено на берегу реки Северский Донец, впадающей в Дон. Оно было основано в 1932 году и до 2004 года имело статус поселка городского типа. До областного центра порядка 160 км, до Белой Калитвы — ближайшего города — около 15 км. По данным Росстата на 2012 год, численность населения составляет 8050 жителей. Название поселение получило от коксующихся углей, добыча которых составляла основной род деятельности местного населения в советское время. Сейчас шахты закрыты, однако многие жители работают на производстве. Поэтому частное хозяйство является для большинства жителей скорее вспомогательным, чем основным источником средств к существованию.
 
Цифровое телевидение в поселке не редкость: идя по улице, чаще встречаешь дома с установленной спутниковой “тарелкой”, чем без “тарелки”. Правда, абонентская плата за услуги оплачена отнюдь не у всех. Основная причина, по которой люди ставят “тарелку” — “чтобы телевизор лучше показывал”, об этом свидетельствуют как глубинные интервью с телезрителями, так и мнения местных продавцов телевизионного оборудования.
 
Стремление существенно расширить число принимаемых каналов встречается значительно реже. Действительно, наибольшей популярностью среди абонентов спутникового ТВ пользуются каналы, которые до недавнего времени можно было принимать в аналоговом эфире: “Первый канал”, “Россия-1”, “НТВ” и т.д. (см. Рисунок 1). Подобная картина наблюдалась во время прошлой исследовательской экспедиции группы в Мантуровский район Костромской области.
 
Рисунок 1. Суточный и недельный охват телеканалов в пос. Коксовая Белокалитвинского района Ростовской области (n=73)
 
    
 
 
Следует отметить, что с февраля 2013 г. в Белокалитвинском районе Ростовской области перестали работать аналоговые телевизионные передатчики. В данных условиях актуальность приобретения спутниковой “тарелки” не могла не повыситься. Альтернативу последней составляет цифровая приставка к телевизору, позволяющая смотреть 10 каналов первого мультиплекса. Ее стоимость — около 2 тысяч руб. Приставку покупают либо те, кому “тарелка” недоступна по финансовым причинам, либо те, кто технически не может ее установить (слишком высокие деревья на участке и т.д.). Достаточно распространенным вариантом является покупка приставки и “тарелки” одновременно.
 
Как бы то ни было, оборудование для приема телесигнала со спутника — серьезное приобретение, на которое надо решиться. “Триколор” здесь стоит около 10 тыс. рублей, “Телекарта” — примерно 5 тыс. рублей, — цифры, сопоставимые со средней месячной зарплатой. Можно купить дешевле — в сетевом магазине бытовой техники. Но для этого придется ехать в крупный город — Ростов-на-Дону или Волгодонск. Да и риски при этом возрастают, так как в этом случае “тарелку” придется ставить самостоятельно, или же обращаться к установщику-частнику.
 
                      
 
Доходы у жителей Коксовой варьируются достаточно существенно. Для местной элиты — собственников частного бизнеса, индивидуальных предпринимателей и т.д. — покупка многоканального телевидения трудностей не вызывает. Местный “средний класс” — строители и ремонтники, “поднимающие” неплохие деньги на сезонных работах, а также отправляясь на заработки в крупные города — меньше остальных заинтересованы в подключении “цифры” по причинам, связанным с их образом жизни. Остальные копят, занимают у родственников и знакомых или берут оборудование в рассрочку. Впрочем, отнюдь не всегда услугу платного ТВ покупают сами абоненты. Иногда это делают родственники, представители младшего поколения, проживающие в городе. Здесь это достаточно распространенный подарок. В других случаях “тарелка” покупается вскладчину в связи с юбилеем или выходом на пенсию.
 
“Мертвого” сезона у продавцов цифрового телевидения не бывает, продажи идут в течение всего года. Можно, однако, отметить два периода повышения активности покупателей. Первый приходится на май и начало лета, когда в село приезжают дачники, а также члены семей, большую часть года проживающие в городе. Второй тянется с сентября до января, когда завершаются сельскохозяйственные работы. Основной пик приходится на декабрь — это связано как с предпраздничной лихорадкой, так и с появлением у населения дополнительных денег (выплачиваются премии, “тринадцатые зарплаты” и т.д.).
 
В семьях, состоящих из двух и более человек, два и более телевизора — не редкость. В “зале” (так здесь называют гостиную) обычно ставят современный телевизионный приемник, тогда как на кухне или в “летице” (летняя кухня, представляющая собой отдельную постройку) — старый. Естественно, что спутниковую антенну подключают в первую очередь к телевизору в “зале”. Для того, чтобы развести сигнал на несколько телевизоров, необходимо купить дополнительную приставку, что по цене сопоставимо с покупкой второй “тарелки”. Поэтому довольно распространенной является практика одновременного использования услуг нескольких операторов: на основной телеприемник может быть установлен “Триколор”, позволяющий смотреть более 100 каналов, а на дополнительный — более скромная по стоимости и количеству каналов “Телекарта” или цифровая приставка с каналами первого мультиплекса.
 
Рисунок 2. Тематические интересы жителей пос. Коксовая Белокалитвинского района Ростовской области (n=73)
 
Контентные предпочтения
 
Как мы уже отмечали, наиболее активно жители села смотрят общероссийские телеканалы, однако неэфирный контент их также интересует. В данном контексте интересно сравнить, с одной стороны, количественные данные исследования (см. Рисунки 1, 2), а с другой стороны, мнение опрошенного эксперта — сотрудника компании-оператора.
 
Согласно результатам анкетирования, среди специализированных телеканалов выделяется “Охота и рыбалка”. Он занимает 11 место по недельному охвату аудитории, привлекая, преимущественно, мужскую аудиторию среднего и старшего возраста. “Особенно его начинают спрашивать в межсезонье, когда на рыбалку не пойдешь”, — отмечает эксперт.
 
Среди тематических интересов аудитории первые пять мест занимают юмор, кино, путешествия, музыка и события в стране и мире. По мнению эксперта, самый массово востребованный тематический контент — кино, музыка и каналы для детей. Еще три группы каналов пакета — познавательные, спорт и эротика — популярны среди определенных сегментов аудитории.
 
 
Очевиден интерес аудитории к кинопоказу, в том числе, специализированным каналам-“кинобудкам”. Несмотря на то, что жители Коксовой активно осваивают Интернет, из-за невысокой скорости соединения серьезной альтернативой телевидению как источнику фильмового контента он пока не стал. Люди среднего и старшего возраста отдают предпочтение советским фильмам, а про современный кинематограф говорят практически одними и теми же словами.
 
“Респондент: Современные — это всё фуфло. В основном, ну что там показывают: ограбили, награбили, расстреляли, убили, изнасиловали” (мужчина, 47 лет).
“Исследователь: То есть вы смотрите советские фильмы?
Р.: С удовольствием. С удовольствием! Там разврата этого нет. Сейчас неприятно. Чересчур всё” (женщина, 59 лет).
 
Согласно эксперту, “бабушки любят канал „Индия ТВ„, там фильмы их молодости“. Однако в ходе анкетного опроса смотрение этого канала зафиксировано не было.
 
Предпочтения сельской молодежи более разнородные. Среди опрошенных есть как любители отечественного, так и зарубежного кинематографа. В отличие от своих родителей, бабушек и дедушек, юноши и девушки активно смотрят не только комедии, мелодрамы и детективы, но и боевики, фантастику, фильмы ужасов.
 
„И: И тебе какой ближе вариант?
Р: Не знаю. Вообще, как по сценаристике — наши, ну, российские. У американцев, вообще, чем они выигрывают? Ну, и остальные тоже. У них спецэффектов больше, возможностей. Поэтому у них ярче получаются картины. Ну, а по сюжету — наши, российские лучше“ (юноша, 16 лет).
 
Музыкальные предпочтения старшего поколения жителей Коксовой, в целом, не отличаются от общероссийских. Слушают, в основном, эстраду, шансон, народные песни. Молодежь практически также всеядна в музыке, как и в кино. В первую очередь слушают русскоязычную поп-музыку, несколько в меньшей степени — рэп и шансон. Встречаются и любители англоязычной музыки.
 
 
Путешествия, животные и другая познавательная тематика на словах интересна многим респондентам, однако потребляют ее не столь активно. В основном, такого рода контент интересен молодежи и семьям с детьми школьного возраста. Спортивные каналы интересуют мужчин в возрасте 40-60 лет. Молодежь, по мнению эксперта, предпочитает заниматься спортом, а не смотреть на то, как это делают другие люди.
 
Среди жителей села есть этнические аудитории — армяне и венгерские цыгане, у которых есть свои тематические интересы. Последние подключают турецкие каналы, транслирующие передачи на венгерском языке.
 
Отношение к пиратству
 
В связи с высокой актуальностью проблемы защиты интеллектуальной собственности в интернете организаторы исследования не могли обойти стороной проблему „пиратства“. Полученные результаты позволяют сделать сразу несколько выводов. Во-первых, термин „пиратство“, используемый в контексте распространения медийного контента, достаточно широко известен респондентам, однако понимают, что такое пиратство, далеко не все. Например, для некоторых респондентов пиратство ассоциируется с некачественной видеопродукцией. Другие путают пиратство и хакерство.
 
“И: „Пиратство„ — это актуальная проблема?
Р: В смысле, актуальна? Это что-то типа залезли ко мне на страничку? У Янки даже взламывали страничку“ (женщина, 44 года).
 
Несмотря на то, что многие сталкивались с дисками, которые нельзя смотреть или слушать, уровень толерантности к пиратской деятельности достаточно высок. Вот достаточно характерное высказывание на этот счет.
 
„И: А как к самому явлению пиратства относишься?
Р: Адекватно. Я не против, например. Они ж у меня ничего не воруют, по сути“ (мужчина, 20 лет).
 
В целом, рынок многоканального телевидения в регионе находится в стадии расцвета. Фаза активного роста, когда товар нужно было рекламировать, прошла, однако насыщение рынка пока не наступило. При этом медийные интересы жителей промышленного села достаточно вариативны. В этом главное отличие от небольших деревенских поселений, жители которых, фактически ведущие натуральное хозяйство, в своих интересах не часто выходят за рамки трех ведущих телеканалов.