«Модные» тренды операторского бизнеса

09.07.2013 10:34
В мире моды существуют тренды и модные течения — то, что вчера считалось вульгарным, сегодня считается продвинутым. А порой в моду возвращается далеко забытое, то, что носили 50-60 лет назад. В операторском бизнесе существует нечто подобное. Запуск новой услуги у одного оператора поднимает волну, от которой данная услуга начинает быстро появляться и у других операторов. Или, казалось бы, давно забытая или немонетизируемая услуга вдруг превращается в стратегически важную вещь.
 
Возьмем, к примеру, такую услугу, как multiroom, которая, кстати, понимается в разных кругах по-разному. В общих словах — это возможность подключения большего количества телевизоров к интерактивным услугам. Такое возможно только при установке приемного устройства (set-top-box’а) на каждый телевизор. Иногда данной услуге приписывают возможность раздачи видео-сигнала на мобильные устройства, однако правильнее будет относить такой функционал к другой услуге, позиционируемой со стороны операторов отдельно, и называемой multiscreen. 
 
Обычно в стандартное предложение от оператора входит одно устройство (STB) и дополнительная точка доступа Wi-Fi. При этом в условиях жесткой конкуренции и борьбе за конечного пользователя оператор фактически дарит абоненту STB, вешая закупку абонентских устройств на свои капитальные затраты. 
 
Что же делать, если абонент захочет приобрести услугу «мультирум»? Для обеспечения такой возможности необходимо предоставить абоненту дополнительные STB, а это дополнительные траты со стороны оператора, причем не только на приобретение STB. В точки зрения правообладателей, каждый STB позиционируется как отдельный абонент, и на стороне оператора возникают дополнительные лицензионные отчисления.
 
Следуя за тенденциями рынка и пытаясь идти в ногу с конкурентами (как же так — у конкурента эта услуга есть, а у нас нет?! Что подумает абонент?), оператор не уделяет должного внимания экономическим расчетам и построению бизнес-модели продаж. Насколько услуга multiroom будет востребована? Сколько готов за нее платить абонент? Через какое время данная услуга окупится?
 
Может оказаться, что абонент в общем-то и не готов платить за данную услугу, хотя и может считать ее привлекательной. Остается борьба за лояльность абонента, но не слишком ли высока цена получения такой лояльности у мизерной доли абонентской базы? Представим, что абонент готов платить за услугу multiroom 50 рублей в месяц и хочет подключить два дополнительных телевизора. Для обеспечения такой возможности оператор должен предоставить абоненту две дополнительные приставки. При средней стоимости в $90, капитальные затраты оператора составят около 6000 рублей. А теперь посчитайте срок окупаемости данной услуги. Это даже не посчитанные 10 лет, а намного больше с учетом того, что парк STB быстро устаревает и требует замены раз в 3-5 лет.
 
Что же делать? Не предлагать такую услугу абонентам, понимая сроки ее окупаемости? Конечно же предлагать, при этом четко просчитывая всю экономику. Если посмотреть на рынок, можно увидеть, например, что приобретая данную услугу у оператора, пользователь имеет возможность приобрести в аренду лишь один дополнительный STB, а последующие необходимо купить. За счет этого снижаются затраты оператора и услуга выходит на нормативные сроки окупаемости.
 
Другой случай. Сейчас стало модно обеспечивать для абонента возможность доступа через экран телевизора к бесплатному онлайн-кинотеатру. При этом данная услуга начинает напрямую конкурировать с платными услугами от оператора, такими, например, как «видео по запросу». Фактически идет продвижение конкурентов за счет снижения доходов от распространения своих услуг. Зачем? Ради получения той же пресловутой лояльности? Пользователю никто не запрещает пользоваться бесплатными услугами через компьютер и мобильные устройства, а выводить конкурентов на еще одно устройство или тот же экран телевизора является крайне опасной тенденцией. С учетом нарастающего тренда по переходу абонентской базы с телевизора в интернет и активного пользования мобильными устройствами, оператор должен бросить все свои усилия на захват пользовательского внимания и на этих устройствах! Для этого необходимо разработать экосистему, в которой пользователь будет чувствовать себя комфортно, получая операторские услуги на всех возможных устройствах. 
 
Для обеспечения такой возможности необходимо внедрять ОТТ-сервисы. Вот о них мы поговорим в следующей статье...

Об авторе

Александр Черняев
руководитель направления интерактивного ТВ компании CTI