О преодолении проблем присоединения к сети РТРС. Часть II

В предыдущей части статьи мы рассмотрели основные правовые проблемы, возникшие примерно в 2016 году после появления в ФЗ "О связи" статей 19.1 и 19.2 (введены № 257-ФЗ от 13.07.2015) о присоединении сетей КТВ к сети электросвязи оператора, распространяющего в эфире сигналы обязательных общедоступных телеканалов (ООТК), где операторы оказывают услуги связи для целей кабельного вещания. Вот некоторые рекомендации по решению этих проблем.

3. Как преодолеть "риф" присоединения

Надеюсь, сказанное ниже, в разделе 3, пригодится и будет полезно операторам КТВ, испытывающим финансовые и технические проблемы для присоединения к точкам РТРС.

Не пугайтесь сложностей преодоления "рифа", поскольку, не сомневаюсь, сегодня в России неприсоединившихся операторов – не менее 1,1 тысяч, и их сети охватывают более 23 млн населения России, поэтому Роскомнадзор или иные органы не будет применять санкций к ним и тем более запрещать трансляцию ООТК в кабельных сетях. Полезно также помнить, что сеть КТВ или сеть интернет-доступа, обеспечивающие присоединение к РТРС, должны быть приняты в эксплуатацию и зарегистрированы в Роскомнадзоре.

3.1. Важно понимать, что п.1 статьи 19.1 ФЗ "О связи" не обязывает операторов КТВ заключать договор присоединения с РТРС, а также имеет признаки противоречия статьям 421 и 426 Гражданского кодекса РФ и антимонопольному законодательству, что создало патовый "тупик", для значительной части операторов, легитимно стремившихся оказывать услуги связи для целей кабельного вещания:

С одной стороны, действуют статьи 421 и 426 Гражданского кодекса РФ о добровольности договора о присоединении сетей для обеих сторон и публичности этого договора у РТРС - оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования. (Здесь вызывает недоумение то, что п. 4 статьи 19.1 ФЗ "О связи" учитывает только интересы РТРС и не учитывает возможности оператора КТВ. В настоящее время отсутствует приказ ФАС об установлении тарифов для РТРС на услуги присоединения и на трафик, как это установлено для других операторов, например, ПАО "Ростелеком").

С другой, как сказано выше в п. 1.1, "риф" создает трудности для операторов, однако самый простой способ их преодолеть – тщательно, терпеливо и пунктуально исполнять "тупиковые" положения п. 1 статьи 19.1 ФЗ "О связи" и уведомления Роскомнадзора, настойчиво доказывая, что у оператора нет технико-экономических возможностей присоединения к точке РТРС. Здесь полезно напомнить операторам КТВ (не сомневаюсь, это многие понимают, но толку от этого мало!):

  • Не забывайте права и обязанности, установленные статьями 421 и 426 Гражданского кодекса РФ, статьей 18-20 ФЗ "О связи" и Правилами присоединения, утвержденными постановлением правительства РФ № 760 от 13.12.2006. А если для присоединения к РТРС используется сторонняя сеть ПД (ШПД), то надо учитывать Правила присоединения, утвержденные постановлением правительства РФ № 161 от 28.03.2005 и Правила оказания услуг на сетях ПД, утвержденные постановлением правительства № 32 от 23.01.2006.
  • Знайте, что прием эфирных или спутниковых сигналов телеканалов не есть присоединение к эфирным или спутниковым телесетям, а приемные антенны сети КТВ не являются точкой присоединения. Т.е. прием сетью КТВ сигналов каналов (СМИ), включая ООТК, есть легитимный способ оказания услуг связи в целях кабельного вещания, требующий только уведомлений в адрес вещателей, чтобы информировать их о зонах вещания (здесь не действуют Правила присоединения, утвержденные постановлением правительства РФ № 760 от 13.12.2006).

3.2. Увы, мной не найдено эффективных способов преодоления "рифа" для операторов КТВ, а есть только такие рекомендации:

А) При необходимости внесите коррекцию в лицензию на оказание услуг связи для целей кабельного вещания, если там указана область или регион, а сети КТВ имеют зону действия только в конкретных населенных пунктах. (Недавно выяснилось, что причиной, по которой РТРС не выдает заключение об отсутствии технической возможности принять сигнал путем присоединения сети КТВ, является то, что операторам КТВ указывали зону действия их сети не в конкретные населенные пункты, а в области, где они расположены).

Б) Во всех письмах и заявлениях в РТРС указывайте, что уже принимаете сигналы ООТК от эфирного передатчика РТРС (запрета на прием не существует) и транслируете их в своих сетях (никто этого не запрещал, наоборот, лицензия и ФЗ "О связи" обязывают их транслировать), а присоединиться к точке РТРС не представляется возможным ввиду отсутствия сети КТВ в точке присоединения. Обязательно акцентируйте ситуацию, что не можете обеспечить присоединение ввиду отсутствия сети КТВ рядом с точкой присоединения, названной РТРС, и при этом ссылайтесь на приказ Минкомсвязи России № 326 от 01.09.2015, где в условиях пп."а" п. 3 назван критерий присоединения – наличие сети КТВ рядом с точкой РТРС.

В) Не стесняйтесь многократно направлять заявления в РТРС, несмотря на сказанное выше в пп. "Г" п. 1.1, чтобы преодолеть "ступоры 1 и 2":

- направляйте свои заявления в РТРС, где указывайте отсутствие сети КТВ рядом с точкой присоединения, и приводите технико-экономическое обоснование невозможности присоединения к точке РТРС,

- не имея отрицательного заключения РТРС, направляйте свои уведомления всем телевещателям, чьи каналы есть в ООТК, согласно п. 5. статьи 19.1 ФЗ "О связи".

Г) Тщательно документируйте и архивируйте свои отправки в РТРС (отправляйте с уведомлениями), а также - получение ответов РТРС. В заявлении в РТРС о присоединении по (см. выше пп. "Б" п. 1.1) указывайте, что заключению договоров присоединения к РТРС или договоров с операторами на сетях ПД вам препятствует:

- отсутствие сетей ПД в зоне действия сети КТВ и финансовых средств для прокладки линий связи и закупки необходимого оборудования;

- отсутствие сетей ПД, которые надежно доставят трафик ООТК с нужными скоростями и качеством до сетей КТВ;

- частичное нормативно-технической документации, обеспечивающей передачу по сетям КТВ и ПД цифровых сигналов ООТК, а также проектирование, строительство и эксплуатацию внедрения в сетях КТВ цифрового вещания, включая методики измерения, мониторинга и контроля параметров ТВ-сигналов в сетях ПД, сетях КТВ и в точках присоединения к РТРС, разработку которой должно было обеспечить Минкомсвязи России согласно распоряжению Правительства РФ от 25.05.2004 № 706-р.

3.3. Есть более кардинальные способы преодоления "рифа", но для этого руководители операторов или их объединений… должны обращаться в федеральные органы власти с предложениями, позволяющими избавиться от негативов "рифа", например:

3.3.1. В Роскомнадзор и/или Минкомсвязи России, которое, согласно п. 6. статьи 19.1 ФЗ "О связи", "обязано рассматривать обращения операторов связи по вопросам присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия в течение 60-ти дней со дня получения обращений и публиковать принятые по ним решения". Свои проблемы излагайте кратко, говорите о "тупиках" не по вине оператора КТВ, а из-за отсутствия сети КТВ в точке присоединения, в силу "странностей" п. 1 статьи 19.1 ФЗ "О связи" и "пробелов", создающих объективные трудности и невозможность присоединения к сети РТРС. Предлагайте им устранить патовую ситуацию "рифа" путем разрешения принимать сигналы ООТК, как от ближайшего эфирного передатчика РТРС. Указывайте, что в действиях РТРС есть признаки нарушения пп. "а" п. 3 Условий, утвержденных приказом Минкомсвязи России № 326 от 01.09.2015, где названо условие присоединения: "наличие в пределах зоны обслуживания сети КТВ <…> средств связи сети РТРС и (или) радиоканалов РТРС".

3.3.2. В Государственную Думу и/или Совет Федерации:

А) Внести простую поправку в абзацы 1-3 п. 1 статьи 19.1 ФЗ "О связи", соответствующую законодательству России о предпринимательской деятельности, свободе распространения и приема СМИ, особенно ООТК, а также в статьи 421 и 426 Гражданского кодекса РФ, что позволит исключить монополизм РТРС:

"1. Оператор сигналов обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов осуществляет прием и трансляцию обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов в своей сети электросвязи следующим образом:

а) при наличии технической возможности - путем присоединения своей сети связи к сети связи оператора связи, указанного в пункте 2 статьи 19.2 настоящего Федерального закона, на основе заключенного договора о присоединении;

б) при отсутствии технической возможности присоединения своей сети связи к сети связи оператора связи, указанного в пункте 2 статьи 19.2 настоящего Федерального закона, - по таким вариантам:

  • путем приема сигналов, передаваемых в эфир радиоэлектронным средством оператора связи, указанного в пункте 2 статьи 19.2 настоящего Федерального закона (далее - источник сигнала), без заключения договора о присоединении;
  • путем присоединения своей сети связи к сети другого оператора связи (сеть спутникового телерадиовещания, сеть передачи данных или иная сеть, распространяющая сигналы обязательных общедоступных телеканалов и/или радиоканалов) с обязательным заключением с ним договора о присоединении сетей в случае наличия у другого оператора связи договора присоединения с оператором связи, указанным в пункте 2 статьи 19.2 настоящего Федерального закона."

Б) Рассмотреть и утвердить госпрограмму цифровизации сетей КТВ, где предусмотреть выделение из бюджета России каждому желающему оператору средств, грантов или субсидий, чтобы обеспечить присоединение сетей КТВ к точкам РТРС (например, через федеральную целевую программу, похожую на утвержденную постановлением правительства РФ № 985 от 03.12.2009). Такое стимулирование надо выделять операторам, которые захотят присоединяться к РТРС (заставлять это делать – противозаконно).

Эти средства из госбюджета можно выделять, например, так: 1 млн рублей - на средства связи в точке присоединения, по 4-5 млн - за 10 километров расстояния до точки присоединения, названной РТРС. Пусть в среднем на одного оператора потребуется по 10 млн рублей, тогда суммарные субсидии из бюджета РФ для 1,1 тысячи операторов составят около 11 млрд рублей, или менее 0,007% от 174 трлн рублей, затраченных на цифровизацию России в 2009-2018 гг.

По моим расчетам, такие субсидии - "мизерная" сумма в бюджете России, но они повысят технический уровень сетей КТВ и качество оказания услуг связи, включая ООТК. Для сравнения приведу такие объективные цифры ("от каждого по способностям - каждому по труду" или "кто-то работает, а кто-то ест…"):

б1) Минкомсвязи России и агентство Россвязь, где занято не более 2 тысяч человек (в основном - госчиновников), получили на прочие нужды около 14,0 млрд рублей в рамках федеральной программы "Развитие телерадиовещания в России на 2009-2018 гг.".

б2) Персонал 1,1 тысячи операторов КТВ составляет не менее 100 тысяч сотрудников, которые обеспечивают услугами связи на сетях КТВ более 11 млн абонентам, не получили ни рубля по программе цифровизации (несложная "цифровая" ГС КТВ стоит около 1 млн рублей).

б3) За последние пять лет 2 тысячи операторов перечислили в бюджет России примерно 158 млрд рублей от своих доходов за услуги связи, включая ООТК, на универсальные услуги (если средний доход от абонента составляет 10 рублей в месяц при малой средней рентабельности 10%), т. к. каждый оператор перечисляет 1,2% от доходов за услуги связи на кабельных сетях.

Может быть, учитывая вклад операторов в развитие телекоммуникаций, государство найдет возможность выделить желающим средства на присоединение к точкам РТРС? А количество операторов, получивших субсидии, покажет, насколько присоединение к РТРС актуально в России. Думаю, таких операторов будет очень немного.


GVG и зеленая трава за чужим забором

После принятия компанией Belden решения продать производителя бродкаст-оборудования Grass Valley, обозреватель Кабельщика Екатерина Петухова вспомнила, о чем еще совсем недавно говорил на IBC 2019 CEO GVG Тимоти Шолдерс. И задумалась.

Украина может начать регулировать YouTube

Окончательное решение пока не принято, однако, по словам замглавы Нацсовета по ТВ, орган точно будет регулировать интернет-каналы. Свое слово в этом вопросе должен сказать и профильный комитет Верховной Рады.