Требования к организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сетей цифрового телевизионного вещания

Остановка по требованию

В распоряжении «Кабельщика» оказался проект Приказа Министерства связи, устанавливающий «Требования к организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сетей цифрового телевизионного вещания». Документ разработан в ФГУП НИИР и призван установить нормативы по качеству услуг телевещания во всех средах. АКТР изучили проекта Приказа и призвали не торопиться его подписывать...

Находясь на стыке областей СМИ И связи, отрасль платного телевидения существует в сильно зарегулированном пространстве. При этом буквально каждую неделю появляются очередные законопроекты и другие инициативы, сужающие маневр игроков рынка. Парадоксально, что при таком уровне энтузиазма, у законодателей и регуляторов до сих пор не дошли руки разобраться с множеством известных противоречий, нестыковок и белых пятен в нашей нормативной базе.
 
 
Готов? Всегда готов!
 
Одно из ключевых «Требований к организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сетей цифрового телевизионного вещания» — показатели, нормирующие надежность сетей связи, или «коэффициент готовности» (availability).
 
1. Показателем, нормирующим надежность сетей связи, является коэффициент готовности 
Кг = То / (Tо + Tв), где:
То — среднее время наработки на отказ; 
Тв — среднее время восстановления.
Коэффициент готовности последовательной цепи подсистем равен произведению коэффициентов готовности этих подсистем.
 
2. Коэффициент готовности сетей цифрового телевизионного вещания от выхода федеральной ТРК до входа пользовательского (оконечного) оборудования должен быть не менее:
— 0,99935 — для эфирного приема в региональных центрах; 
— 0,99835 — для кабельного приема или приема с помощью сетей СКПТ в региональных центрах;
— 0,9989 — для эфирного приема в остальных городах с населением 100 и более тысяч человек;
— 0,9979 — для кабельного приема или приема с помощью сетей СКПТ в остальных городах с населением 100 и более тысяч человек;
— 0,996 — для эфирного приема в небольших населенных пунктах вещательных зон А и Б;
— 0,995 — для приема с помощью сетей СКПТ в небольших населенных пунктах вещательных зон А и Б.
 
В переводе на русский язык это означает, что, если, например, в Москве или Твери кабельное телевидение не работает по каким-то причинам 3 минуты в день (или 18 часов 23 минуты в году) регулятор посчитает это нарушением. 
 
Вот какую рецензию дала на такое предложение АКТР:
«В предложенном документе не определен порядок вычисления показателя надежности элементов сети цифрового телевизионного вещания (коэффициента готовности) в отношении сетей кабельного вещания (СКТВ, СКПТ). По сути он должен относиться к услуге конечному потребителю, но, учитывая что на сети число абонентских окончаний может доходить до 3 — 4 миллионов, для обеспечения проектного коэффициента готовности 0,999 для каждого из них, сеть должна быть построена с двойным резервированием всех систем, включая последнюю милю. То есть каждому оператору нужно будет построить две параллельные сети. Это, во-первых, не соответствует ни отечественной, ни мировой практике, во-вторых, потребует от операторов огромных инвестиций, и, в третьих, приведет к существенному удорожанию услуг связи в целях телевизионного вещания.»
 
Логику заявления Ассоциации специально для «Кабельщика» прокомментировал вице-президент АКТР Михаил Силин:
 
«Подобные требования всегда делаются формально в интересах абонента. В ходе обсуждения ФЦП — а нет никаких сомнений, что данные Требования находятся в ее контексте — всеми спикерами, в первую очередь со стороны Минсвязи или РТРС неоднократно подчеркивалась не только социальная значимость проекта, но и стремление к высочайшим стандартам качества услуг телевещания на всей территории страны. Но зачем в таком случае создавать документ, который будет регулировать не отдельно государственный проект ЦЭТВ, а целую отрасль, живущую по рыночным законам? На рынке платного телевидения качество услуг является фактором конкурентоспособности, и игроки и так достаточно мотивированы поддерживать и улучшать их уровень. До настоящего времени рынок успешно развивался без таких требований, нет в них объективной потребности и в будущем. Единственным результатом принятия такого документа станут новые проблемы у кабельных операторов во взаимоотношениях с региональными органами Роскомнадзора, которые будут вынуждены требовать их исполнения, а исполнить их невозможно. Ни в одной стране мира не существует подобных требований для сетей кабельного вещания, к которым подключены миллионы абонентов.»
 
Чужая тарелка
 
Отдельного обсуждения требуют и предлагаемые требования для DTH-сегмента. И хотя со спутниковых операторов спрашивают меньше, чем с кабельщиков, проблема есть и кроется она в этой таблице:
В АКТР обратили внимание на комментарий к ней:
«Комментарий к таблице 2 на стр. 23-24 относительно СНТВ относительно СНТВ имеет смысл только в том случае, если коэффициент готовности в данном случае учитывает прием сигнала со спутникового ретранслятора на индивидуальную антенну, поскольку уровень влияния затухания радиоволн в атмосфере полностью определяется диаметром используемоЙ индивидуальноЙ приемной антенны. При этом любое предлагаемое значение коэффициента готовности (в проекте — 0,996) либо теряет смысл, либо позволит потребителю услуг требовать от оператора такого увеличения ЭИИМ несущей, который может оказаться технически недостижимым.»
 
В конце письма, адресованного 3аместителю Министра связи и массовых коммуникациЙ РФ Денису Свердлову, представители АКТР просят подключить их к дальнейшей проработке Приказа, и «Кабельщик» искренне надеется, что так и произойдет.