Приложенческая активность

Недавно компания Zoomby опубликовала статистику по использованию её приложения в “умных” телевизорах. Информация довольно занимательная, хотя и не отражает общих тенденций, так как высчитывалась по довольно субъективным параметрам и исключительно по пользовательской аудитории платформы Zoomby. Тем не менее, интересно посмотреть: как и когда некоторые зрители пользуются приложениями для Smart TV.
 
Цифры, цифры, цифры...
 
По подсчётам Zoomby, за последний год аудитория людей, предпочитающих использовать этот сервис на Smart TV, выросла в 7 раз. До уровня пользователей основного сайта этой “когорте”, конечно, ещё далеко, но и текущий результат неплох: 26% смотрящих Zoomby на “умных” телевизорах против 65% “портальных”. Мобильной версией сайта и приложениями “Зумби” для мобильных устройств, к примеру, пользуются реже — в 9% случаев. 
 
Зато аудитория на Smart TV довольно лояльная, говорят в Zoomby — на 1 пользователя в среднем приходится 15 просмотров видео в месяц, причем самые лояльные собрались в Москве. На столицу приходится и больше всего просмотров Zoomby по Smart TV — 10%. Почти вдвое меньше такой аудитории в Питере — 6%, ещё меньше в Новосибирске и Екатеринбурге — 2,6% и 2,5%, соответственно.
 
При этом почти все зрители предпочитают устраивать “кинозазыр” в прайм-тайм, то есть с 16 и до 23 часов, а пик видеосмотрения на Smart TV приходится на период с 17.30 до 21.30.
 
Чаще всего посредством Zoomby, оказывается, смотрят мультики. “Лунтик” и “Маша и медведь” — самый популярный контент среди телевизионной аудитории сервиса. Следом по популярности идут сериалы “Королева бандитов”, “Истребители” и “Сваты”.
 
 
И что с того?
 
Цифры — это, конечно, хорошо, но хотелось бы понимать, означают ли они что-то для рынка. Быть может, выражают тенденцию роста использования функционала “умных” телевизоров? Или потребность в детском контенте?
 
Прокомментировать статистику Zoomby мы попросили Марию Каменскую, руководителя отдела исследования тематических каналов TNS Russia.
 
“Предполагая, что данные выражены в телевизорах (не в людях и не в домохозяйствах, так как там могут быть и телевизоры без Zoomby), могу сказать следующее.
 
Часто говорят, что спрос определяет предложение. Но мы редко задумываемся о том, что и сам спрос (в том числе и на телевизионный контент) отчасти обуславливается предложением. То есть мы покупаем именно этот сорт яблок, а дети смотрят именно этот мультфильм, потому что из всего предлагаемого ассортимента “здесь и сейчас” это наиболее приемлемые нам варианты. Но в других же условиях, и при наличии другого ассортимента мы можем уже не выбрать эти самые яблоки и не включить ребенку этот самый мультфильм. И даже не обязательно думать, что мы не выберем эти яблоки, потому что рядом будут более свежие и румяные. Просто рядом могут оказаться... персики? Или потому что покупать яблоки, привезя корзину собственных с дачи, вряд ли потребуется...
 
В измерениях аудитории на национальном ТВ давно не попадают в топы детские программы. Но в то же время именно детские каналы традиционно лидируют среди прочих тематических каналов по уровню лояльности аудитории. Аналогичным образом лидирует детский контент и в рамках приложения Zoomby для Smart TV.
 
Мы видим, как предложение контента (включая ситуацию просмотра, имеющиеся телевизионные и нетелевизионные альтернативы времяпрепровождения, способ доставки, “упаковку” и пр.) меняют расстановку сил. На национальном ТВ давно уже не встретишь детский контент в прайме, да и вообще его остается все меньше. Поэтому если родители хотят включить своему чаду мультики, их незачем искать на двух десятках национальных сетей: проще сразу включить тематический детский канал или smart-приложение.
 
Правда нужно помнить, что статистика приложений Smart TV не фиксирует пока зрителей как таковых, она выражается в устройствах (телевизорах, в данном случае). Поэтому семейный контент, который смотрит вся семья (например, три человека), получает в этой статистике “единицу” (один просмотр) наравне с контентом, который действительно смотрелся одиноким зрителем. Тем самым, сравнение разных программ (видеозаписей) в Smart TV не может быть произведено с точки зрения их аудиторий. Можно сравнить лишь частоту запроса на тот или иной контент — и для самого оператора, может быть, этой информации окажется вполне достаточно. Но задачи же производителей контента и рекламодателей такая статистика не решает.
 
Аналогично и с анализом динамики потребления контента внутри суток. Само время для просмотра контента внутри суток существенно не меняется: мы по-прежнему потребляем контент тогда, когда имеем возможность это делать (ну и желание, разумеется). Поэтому никуда не может исчезнуть вечерний прайм у общего потребления. Просто отдельные носители (отдельные каналы и/или приложения) могут выиграть или не выиграть его друг у друга, а в результате у одного носителя будет ярко выраженный вечерний всплеск аудитории, а у другого — относительно ровная величина аудитории в течение всего светового дня и проседание в ночь...
 
Но в то же время, только выражение статистики в конкретных людях может позволить отследить реальную динамику аудитории внутри суток, а не динамику запросов, выраженную в телевизорах. Профиль кривой, отражающий динамику аудитории приложения, может радикально отличаться от профиля кривой по количеству запросов к этому же приложению в течение суток“. 
 
Мировые тенденции
 
Пока мы рассуждаем на тему того, насколько полезна статистика Zoomby, американские исследователи расходятся во мнении по поводу популярности приложений для Smart TV как таковых. Одни считают, что за приложениями — будущее, другие не столь уверены в этом, по крайней мере, исходя из текущего положения дел.
 
Те, кто придерживается позитивной позиции (речь идёт об аналитическом агентстве TDG Research), апеллируют, во-первых, к большому распространению подключаемых устройств (не только телевизоров, но и планшетов, смартфонов) и к поколению, для которого уже привычно пользоваться подобным оборудованием. Во-вторых, они говорят о распространённости такого явления как видео по запросу, нелинейное телесмотрение — когда зритель уходит от понятия “программа передач” и использует все доступные для него средства, чтобы смотреть контент когда угодно и где угодно.
 
Для телевизоров возможность реализовать такой запрос будет выражаться как раз таки в наличии Smart-функций и большого числа приложений, позволяющих обеспечить доступ к видео. По мнению TDG Research, существенный перелом в среде ТВ-приложений и числе их пользователей наступит в течение ближайших 7 лет. То есть на 2020 год должен прийтись пик (или старт этого процесса) “приложенческой” активности.
 
Что касается противников (или лучше сказать, более пессимистично настроенных аналитиков) данной теории, то их доводом служит статистика, демонстрирующая, что хотя продажи Smart TV и растут стремительно, но количество людей, пользующихся их “умными” и connected-функциями продолжает оставаться на низком уровне.
 
По словам Тайрин Тулэй, представителя исследовательского агентства Digital Home Obsevatory, в настоящий момент производители “умных” телевизоров, равно как и приложений к ним, не могут предоставить удобный и интуитивно понятный интерфейс и быструю навигацию. Зрителю тяжело пользоваться многоярусным меню. Причём в не меньший стресс его повергает и эксплуатация многокнопочного пульта управления. Ему проще взять в руки персональное мобильное устройство, и получить доступ к интересующему контенту с него. Там и интерфейс продуманней, и процесс управления не доставляет хлопот.
 
Хотя, и в DHO верят, что в отрасли наступит такой момент, когда ситуация кардинально изменится, и производители телевизоров/приложений смогут дать зрителю достойный продукт и радость от его использования. Возможно, для США этот момент действительно наступит в 2020 году, а вот для России наверняка существенно позже.
А вы как считаете?

Новые телеканалы-2019: Демографический телепереход

Константин Дьяков представляет авторский обзор новых телеканалов (в 4 частях), начавших вещание в России в течение 2019 года. Главный тренд - отсутствие явных тематических блоков среди более чем трех десятков каналов.

Чем нам запомнится 2019 год. Часть 4

Главред "Кабельщика" Яна Бельская в легкой и непринужденной манере рассказала о том, чем жила и дышала отрасль весь прошлый год. Сага в четырех частях о главных скандалах, интригах и расследованиях телекома.