Рынок все еще растет: предварительные итоги 2018 года

Елена Крылова

Рынок
На рынке платного ТВ продолжается замедление роста абонентской базы: число пользователей в 2018 году увеличилось на 2,1% против 3,6% в 2017-м. Возможности роста почти исчерпаны: проникновение уже превышает 77%, а у пользователей имеется альтернатива в виде цифрового эфирного ТВ и вещания телеканалов в интернете. Тем не менее мультисервисные операторы еще видят потенциал в лице своих абонентов – пользователей ШПД и вполне успешно переводят их с моноуслуги на пакетные тарифы.

При небольшом росте абонентской базы динамика выручки осталась стабильно высокой: 9,8% в 2018 году против 11,0% в 2017-м. Это обусловлено проведенным некоторыми операторами повышением тарифов, ростом потребления дополнительных услуг (VoD, multiroom, отложенный просмотр и т.д.), а также изменением методики учета выручки отдельными игроками – так, "Ростелеком", начиная с I квартала, стал включать в выручку доходы от предоставления телевизионного оборудования в аренду (что, впрочем, другие игроки делают уже давно, как явно, так и неявно, когда стоимость аренды закладывается в тариф).


Положительное влияние на рынок оказал и рост корпоративного сегмента, вызванный в первую очередь высокой активностью операторов по подключению юридических лиц из сегмента HoReCa в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года. По предварительным оценкам "ТМТ Консалтинг", объем корпоративного рынка платного ТВ в 2018-м вырос на 31%.

Неуклонно растет средний счет на абонента: за год он увеличился на 12 рублей и составил 179 рублей без НДС.

Технологии
Приток абонентов сократился во всех сегментах: в растущих IPTV и спутниковом ТВ рост замедлился в 2 раза, сокращение кабельного ТВ ускорилось до –0,5%.

Рост абонентской базы по сегментам, 2018 П / 2017

Самой быстрорастущей технологией остается IPTV: за год к ней подключились 560 тысяч новых абонентов – по большей части это абоненты ШПД, перешедшие на пакетные тарифы. Прирост абонентской базы спутникового ТВ оказался вдвое меньше: 290 тысяч, основной вклад в него внес самый молодой игрок на этом рынке – компания МТС.

Почти на 90 тысяч сократилось число подписчиков кабельного ТВ. Уходят с рынка небольшие локальные игроки, не имеющие возможности конкурировать с предложением федеральных операторов по пакету услуг и контенту.

Структура рынка платного ТВ по технологиям, 2018 П
По абонентам    

По доходам
    
Рост среднерыночного ARPU в 2018 году происходил почти исключительно за счет IPTV – средний счет в этом сегменте вырос сразу на 30 рублей (здесь опять сказалось то, что "Ростелеком" начал учитывать аренду оборудования в общей выручке). В кабельном ТВ повышение среднего счета оказалось совсем незначительным (на 1 рубль), что особенно заметно в сравнении с прошлым годом, когда ARPU КТВ вырос на 11 рублей. Очевидно, сильная конкуренция, в том числе с цифровым эфирным ТВ, не позволяет игрокам повышать тарифы – довольно часто операторы сохраняют цену неизменной в течение нескольких лет.

Впервые снизился средний счет в спутниковом ТВ, и этот негативный тренд стал не только и не столько результатом влияния низких акционных тарифов, сколько следствием процесса массового перехода пользователей на самые дешевые тарифы. Свое влияние на снижение ARPU оказывает и политика учета пользователей спутниковыми операторами, когда давно переставшие платить абоненты все еще выдаются за действующих.

Изменение среднего счета на абонента (ARPU), рублей без НДС, 2017 П / 2016

 
Операторы
В 2018 году продолжалось укрупнение рынка: за счет роста федеральных операторов и ухода с рынка мелких игроков доля тех, кто не вошел в топ-5, сократилась с 33% до 31%. В сумме они потеряли 170 тысяч абонентов.

В то же время суммарная абонентская база крупнейших операторов выросла почти на 950 тысяч.

Больше других увеличилось число пользователей у "ЭР-Телекома": рост составил 370 тысяч (почти столько же, сколько в прошлом году), и произошел он как за счет приобретенных компаний, так и в результате активной работы с собственными ШПД-абонентами по переводу их на пакетные тарифы.

Больше 300 тысяч (по предварительным оценкам "ТМТ Консалтинг") подключил "Ростелеком". Рост выручки составил 13% – операторы остаются основной движущей силой всего российского рынка платного ТВ.

Рост абонентской базы МТС, как и в 2018, происходил за счет дочерней компании МГТС в Москве и подключений к спутниковому телевидению. По итогам года база ТВ абонентов оператора увеличилась на 250 тысяч.
Практически остановился рост числа пользователей у спутниковых операторов "Триколор" и "Орион". Компании ищут новые пути развития: так, "Орион" стал больше внимания уделять развитию услуг для корпоративных пользователей, а "Триколор" постоянно расширяет комплекс цифровых услуг и сервисов, стремясь стать мультиплатформенным оператором.

Структура по операторам, 2018 П
Абоненты    

Доходы
     

Прогнозы
По прогнозам "ТМТ Консалтинг", в 2019 году все еще сохранится положительный тренд в динамике абонентской базы, хотя рост будет незначительным (на 0,4–0,6%). Происходить он будет в основном за счет подключений к IPTV в пакете с другими услугами.

Темпы роста выручки снизятся до 6,0%. Объем рынка по итогам 2019 года приблизится к 99 млрд рублей.


GVG и зеленая трава за чужим забором

После принятия компанией Belden решения продать производителя бродкаст-оборудования Grass Valley, обозреватель Кабельщика Екатерина Петухова вспомнила, о чем еще совсем недавно говорил на IBC 2019 CEO GVG Тимоти Шолдерс. И задумалась.

Украина может начать регулировать YouTube

Окончательное решение пока не принято, однако, по словам замглавы Нацсовета по ТВ, орган точно будет регулировать интернет-каналы. Свое слово в этом вопросе должен сказать и профильный комитет Верховной Рады.