VOD-сервисы завоевывают мир

Рынок онлайн-видео в последнее время поставляет чуть ли не больше новостей, чем все остальные ветви медиабизнеса вместе взятые. Поэтому мы решили собрать разрозненную аналитику и новости воедино и сформировать дайджест знаковых событий в мире VOD.

Ну, а выводы вы делайте сами :)

Рынок ОТТ стремительно растет во всем мире

В Европе

Исследование Digital TV Research продемонстрировало, что общее количество абонентов сервисов по запросу в Западной Европе к 2025 году вырастет на 71 миллион, по сравнению с прогнозом на конец 2021 года. В одной только Германии их количество увеличится на 17 миллионов до 51,72 миллиона подписчиков, в Италии и Франции — на 10 миллионов до 34,38 млн и 21,19 млн соответственно, а в Великобритании — на 9 миллионов до 50,52 млн. Таким образом, как ожидают аналитики, крупнейший европейский рынок Великобритании уступит позиции Германии.

Прогноз по количеству подписчиков ОТТ-сервисов в Западной Европе к 2026 г (тыс.)

   

В Америке

По данным еще одного исследования Digital TV Research, начиная с конца 2021 года общее число подписчиков на VOD-сервисы в США вырастет на 33% и достигнет 277 млн в течение следующих пяти лет. Совокупное число подписок составит 450 миллионов. Наиболее заметный прирост ожидается на таких сервисах, как Amazon Prime Video, HBO Max и других крупных платформах.

Согласно прогнозам, к 2026 году хотя бы на одну VOD-платформу будут подписаны около 87% или 106 млн домохозяйств в стране. К концу 2021 года этот показатель составит 82%. При этом среднее число VOD-платформ в одном домохозяйстве достигнет 4,26 по сравнению с 3,42 платформами, прогнозируемыми на конец года.

В мире 

Аналитики уверены, что общее число подписок на VOD-сервисы для 138 стран увеличится на 591 млн в период с 2020 по 2026 год и достигнет почти 1,5 млрд. Число подписчиков же достигнет 700 млн, что говорит о том, что среднее число подписки на абонента — два с хвостиком. Как мы все помним, наибольшая положительная динамика наблюдалась в 2020 году, когда количество платящих за ОТТ абонентов увеличилось на 201 млн. Ожидается, что до конца 2021 года число подписок в этих 138 странах превысит отметку в один миллиард.

При этом на долю Китая и США будет приходиться 48% от общего числа подписчиков по сравнению с 59% в 2020 году.

Высокие темпы развития ОТТ-рынка мы видим в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Так, по прогнозам, число ОТТ-пользователей в Индии почти утроится в период с 2020 по 2026 год до 155 млн, что составит 10% от общемировых показателей. Во всем же Азиатско-Тихоокеанском регионе количество подписчиков на VOD-сервисы к 2026 году может достичь 698 млн против 502 млн, прогнозируемых на конец 2021 года. 

Проникновение VOD-сервисов по странам, Omida, апрель 2020 

Корд-каттеры устроили армагеддон в области платного ТВ в США. Но пока только там

Согласно исследованию Parks Associates, на сегодняшний день более одной трети американских домохозяйств с широкополосным доступом в интернет отказались от услуг традиционного платного ТВ. Таким образом, классическое платное ТВ в США потеряло не менее 38 миллионов абонентов. И это не считая корд-неверов, число которых достигло 6 миллионов. 

Причем пандемия ускорила корд-каттинг в США — совокупная абонбаза кабельных операторов в США в 2020 стала сокращаться быстрее, чем прогнозировалось ранее. К счастью, в 2021 году это падение замедлилось, и аналитики заговорили о том, что "рынок вышел на плато". 

Зато в Европе ситуация развивается куда менее драматично. Согласно отчету Kagan, подразделения S&P Global Market Intelligence, европейские клиенты используют SVOD-сервисы как дополнительный источник развлекательного контента, а не заменяют ими платное ТВ.

На фоне того, как VOD-сервисы набирают обороты, число домохозяйств в Великобритании, Германии и Франции, использующих многоканальное телевидение, практически не изменилось.

Главные VOD-платформы

По прогнозам, в Европе Netflix есть и будет оставаться ведущей ОТТ платформой, и подключит к 2026 году 67 миллионов абонентов, что на 10 миллионов больше по сравнению с прогнозом на конец 2021 года. Disney+ как ожидается, подрастет к 2026 году на 53 миллиона подписчиков, что вдвое больше, чем прогнозировалось на 2021 год. Amazon Prime Video сохранит небольшое преимущество перед стримером Disney+.

При этом есть мнение, что HBO Max будет иметь ограниченное влияние в Западной Европе: к 2026 году к сервису подключатся не менее 3,2 миллионов платных подписчиков в семи странах. Саймон Мюррей, главный аналитик Digital TV Research, считает, что на развитие платформы могут влиять существующие в семи странах срочные сделки НВО с операторами платного ТВ.

А вот в США Netflix теряет свои позиции, по крайней мере, в качестве стримингового сервиса по умолчанию. По данным исследования Hub Entertainment, в 2021 году 20% респондентов назвали Netflix своей службой по умолчанию. Для сравнения, в 2020 году их насчитывалось 23%. При этом 15% теперь заявляют, что по умолчанию они используют Amazon Prime Video, Hulu, Disney Plus или HBO Max.  

Примечательно, что именно молодые потребители, похоже, активнее всего меняют свои "дефолтные" пристрастия. В 2020 году 39% респондентов в возрасте от 18 до 34 лет назвали Netflix своей службой по умолчанию, но только 31% из этой когорты сказали то же самое в 2021 году.

При этом сервис активно занимается производством контента и увеличивает свои затраты на него. В "тяжелом" для производства и роста конкуренции в потоковом пространстве 2020 году программный бюджет Netflix вырос до немыслимых 13,60 млрд долларов, включая 5,21 млрд долларов на собственное кино- и сериальное производство. Причем ожидается, что компания будет ежегодно наращивать количество оригинального контента на 14%, а темпы роста затрат на приобретение контента может составить 4,8 %.

Что со всем этим делать классическим операторам?

Даже несмотря на то, что корд-каттинговый армагеддон коснулся только Америки, стриминговые сервисы весьма эффективно конкурируют с традиционными поставщиками телевизионных услуг и в остальных странах. Но по мере увеличения ассортимента видеосервисов и ожидания клиентов быстро растут. Исследовательская компания JDPower опросила 21 555 американских зрителей, выяснив их общую удовлетворенность телевизионными услугами по семи параметрам: производительность и надежность; стоимость услуги; программирование; коммуникации и акции; выставление счетов и оплата; особенности и функциональность; техподдержка. 

Оказалось, что, несмотря на весьма высокую стоимость телевизионной подписки (напомним, средний ARPU в США составляет сегодня около 75 долларов, т.е. около 5,5 тысяч рублей в месяц) удовлетворенность среди тех, у кого также есть подписка на потоковый сервис, по 1000-балльной шкале на 81 пункт выше, чем среди тех, у кого нет такой подписки.

Среди респондентов, у которых подключены и VOD-сервисы, и обычное кабельное телевидение, 91% указали, что они не откажутся от телевизионной услуги в ближайшие 12 месяцев, что указывает на то, что эти клиенты не пока нашли в одном месте за пределами традиционного телевизионного ландшафта всего того, что они ищут. 

При этом, несмотря на то, что популярность стриминговых платформ продолжает расти, пользователи начали испытывать усталость от слишком большого количества сервисов и фрагментированного контента. Согласно недавнему опросу исследовательской компании Horowitz, 50% респондентов считают, что потоковых сервисов слишком много, а выход новых игроков на и без того переполненный рынок со своими сервисами приводит к еще большей фрагментации.

Таким образом, напрашивается довольно простой вывод: VOD-сервисы точно так же нуждаются в классическом телевидении, как классическое телевидение нуждается в VOD-сервисах. И выиграют те операторы и платформы, которые смогут предоставить своим абонентам максимальный набор услуг и адекватную навигацию по всем этим услугам. И, кстати, ключевой функцией, удерживающей абонента, станет рекомендательный сервис контент-провайдера, охватывающий весь доступный контент.