За первые три месяца 2019 года число абонентов широкополосного интернет-доступа (ШПД) в России выросло меньше, чем на 100 тысяч пользователей, и достигло 33,2 млн абонентов, по сравнению с 33,11 млн в конце 2018 года, сообщает портал TelecomDaily со ссылкой на отчет информационно-аналитического агентства TelecomDaily.

Согласно документу, проникновение ШПД-сервисов по итогам квартала составило 60%, сумма среднего чека - 346 рублей. При этом 70,1% этого рынка приходится на пять лидирующих компаний: "Ростелеком" - 36,1%, "Эр-Телеком" - 11,5%, МТС - 10%, "ВымпелКом" - 7,1%, ТТК - 5,4%.

Аналитики TelecomDaily отмечают, что имеет место не просто замедление темпов роста, а перенасыщение. Крупные города обеспечены услугами ШПД уже почти полностью. Идет миграция абонентов от оператора к оператору, однако доля мигрирующих не превышает нескольких процентов в объемах базы. Кроме того, по данным аналитиков, такие абоненты не приносят операторам долговременной выгоды, поскольку продолжают переходить из сети в сеть после окончания промопериода.

TelecomDaily подчеркивает, что в рынок ШПД в настоящее время переживает стадию острой конкуренции и передела. При этом дальнейшее развитие рынка можно, по мнению авторов отчета, прогнозировать в нескольких направлениях:

  • Повышение лояльности абонентов через повышение уровня сервисного обслуживания, бонусные программы и конвергентные продукты;
  • Новые формы взаимодействия между операторами, которые предполагают не конкуренцию, а сотрудничество.

Говоря об опыте сотрудничества операторов, аналитика отмечают, что ТТК развивает программу FVNO (Fixed Virtual Network Operator), суть которой в гибком и адаптивном распределении функций между компанией и региональным партнером. Предполагается три возможных схемы сотрудничества:

  • Предоставление техохвата (одностороннего или взаимного);
  • Подпродажа ТТК ТВ на сети партнера;
  • Полная сдача инфраструктуры в аренду ТТК.

По данным TelecomDaily, подобное сотрудничество может быть полезно небольшим операторам, компаниям без операторской лицензии, намеренным строить сети связи. Партнерство с крупным оператором, как ожидается, поспособствует развитию малого и среднего бизнеса в регионах и устранению цифрового неравенства. А между крупными операторами система FVNO может использоваться для обмена техническим опытом.

Аналитики TelecomDaily отмечают, что рост операторов на замедляющемся рынке требует существенных инвестиций, так как компаниям нужно выходить на рынки новых для себя регионов, а для этого необходимы либо строительство, либо покупка активов. По сведениям TelecomDaily, сейчас в России масштабное строительство ведет только "Ростелеком", но даже это не гарантирует компании ежеквартального роста.

В связи с этим TelecomDaily еще раз обращает внимание, что партнерство федеральных игроков рынка с региональными не через поглощение, а через FVNO может стать новой эффективной моделью.

Напомним, ранее, также со ссылкой на исследования TelecomDaily, сообщалось, что рост абонентской базы проводного интернета в России в первом квартале 2019 года, по сравнению с аналогичным периодом 2018 года, составил 2,8%. Что примерно соответствует значению этого показателя в 2018 году (тогда оно составляло 3%). Уточнялось, что медленный, но устойчивый рост сохраняется за счет строительства сетей в небольших городах и селах, где раньше не было проводной связи.