Абонентская база ШПД за 2016 год выросла на 4,7%

30.01.2017 16:41

Количество абонентов ШПД в сегменте частных лиц в России по итогам 2016 года достигло 31,3 млн. Согласно данным "ТМТ Консалтинг", проникновение услуги составило 56%, объем рынка – 125,6 млрд рублей. Показатель ARPU оценивается в 341 рубль.

За год абонентская база выросла на 4,7%, доходы – на 2,9%, в основном за счет усиления активности по продвижению услуг всех ведущих российских интернет-провайдеров. Агентство отмечает, что в 2016 году операторы перешли от тактики привлечения новых клиентов за счет краткосрочных акций к работе на удержание абонента. При этом более выгодные, чем у конкурентов, финансовые условия предлагаются отдельными операторами на постоянной основе, что усилило ценовую конкуренцию и негативно сказалось на финансовых показателях рынка.

На протяжении предыдущих лет ARPU оставался стабильным, однако в 2016 году продемонстрировал снижение. Этому, в том числе, способствовала эволюция конвергентных предложений: от пакетирования услуг фиксированной связи (интернет+ТВ и интернет+ТВ+телефония) операторы переходят к конвергенции фиксированных и мобильных услуг. Обеспечивая операторам рост доходности от одного абонента и повышая его лояльность, пакеты услуг позволяют абоненту фактически меньше платить за каждую из составляющих пакета, чем если бы он приобретал их по отдельности.

Пятерка интернет-провайдеров по итогам 2016 года формирует 68% абонентской базы ШПД в B2C-сегменте и обслуживает 64% московских абонентов-физических лиц. Лидером по абсолютному приросту базы остается "Ростелеком", увеличивший число пользователей на 7% или 760 тысяч абонентов. Драйвером роста оператора остается строительство и модернизации сетей (переход на FTTx и PON-технологию доступа), в то же время компания активно обновляет тарифные и пакетные линейки. Кроме того, в 2016 году были приобретены операторы "АИСТ" и "Мортон Телеком".

Второе место по абсолютному приросту абонентской базы занял "ЭР-Телеком" с результатом в 305 тысяч новых клиентов или 11%. Значительную часть новых абонентов принесли приобретенные активы "ВестКолл" и консолидированные в течение 2016 года компании в Иркутске.

На третьем месте по показателям увеличения абонентской базы находится МТС (205 тыс. абонентов или 8%), при этом, в отличие от ближайших конкурентов, рост абонбазы провайдера в 2016 году был только органическим. Компания проводила работы по расширению и модернизации сетей фиксированной связи в регионах, в частности, в Сибири и на Юге России.

По итогам года структура ШПД-рынка не претерпела значительных изменений. Однако свои позиции укрепил оператор "ЭР- Телеком" (на 1 п.п. по сравнению с 2015 годом), в том числе в связи с активной M&A-деятельностью. Доли прочих операторов из пятерки крупнейших за год изменились несущественно.

На рынке Москвы по итогам 2016 года МГТС продолжила укреплять свои позиции, продемонстрировав рост на 7 % по сравнению. Среди других крупнейших операторов, показавших положительную динамику на рынке столицы в 2016 году – "Ростелеком" и "МегаФон" (NetByNet). Остальные операторы из топ-5 московских провайдеров не смогли удержать часть абонентов.

Агентство прогнозирует, что в ближайшей перспективе на фоне насыщения рынка основным источником роста для операторов в крупных городах остается переток абонентов от конкурентов. От пакетирования услуг фиксированной связи (интернет+ТВ и интернет+ТВ+телефония) операторы начнут переходить к конвергенции фиксированных и мобильных услуг. Из тенденций также – сохранение ценового характера конкуренции. От тактики привлечения новых абонентов за счет краткосрочных акций операторы перешли к работе на удержание абонента. При этом более выгодные, чем у конкурентов, финансовые условия предлагаются отдельными операторами на постоянной основе, что усиливает ценовую конкуренцию на рынке. С исчерпанием возможностей органического роста и ухудшением положения отдельных локальных игроков на рынке сохранится активность операторов в сфере M&A.

Comments

Да не верю. Всё это рапорты народу из серии "намолотили в колхозе прОценты-килОметры".
Все провайдеры уже давным-давно не конкуренты друг другу, они скорее вынужденные друзья. Цены держат примерно одинаковые т.к. трафик покупают у одних и тех же владельцев федеральных сетей связи, ну, изображают потуги конкуренции, скоординированно проводя какие-нибудь акции по избавлению от особо недовольных абонентов, а так им даже выгодно, когда уходят абоненты, абонент с линии - провайдеру легче, а гнаться за семейными 550 рублями как-то несолидно, сами принесут.

Вы, Андрей, конечно большой эксперт в части подсчета ШПД-абонентов больших и малых операторов во всех субъектах РФ. Однако смею заметить, что ваше представление о низком накале конкурентной среды и скоординированности операторских акций несколько отличаются от реального положения вещей. Впрочем, безусловно, если вы представите полновесный и обоснованный отчет, из которого следовали бы такие выводы, мы безусловно с удовольствием опубликуем его.