Российский рынок ТВ-рекламы в III квартале 2020 года упал на 2,5%. Об этом пишет "Коммерсант" со ссылкой на источник, близкий к Национальному рекламному альянсу (НРА). Официальные итоги квартала будут опубликованы в ноябре-декабре.

По словам представителя НРА, прогнозы компании близки к этой оценке. Для сравнения, во II квартале на фоне пандемии рынок упал на 22%, до 31,4 млрд рублей.

"Это прямо ковидные качели. Минус 2,5% — хороший результат после падения на 22% во втором квартале. Все идет по варианту резкого снятия бюджетов в апреле—мае и восстановления начиная с июня. Мы это по своим клиентам видим", — говорит вице-президент по развитию бизнеса рекламной группы OMD OM Ольга Барская. "Минус 2,5% — это несколько выше ожиданий", — отметила директор по инвестициям Publicis Groupe Russia Екатерина Алексеева.

Ранее рекламодатели могли снять до 10% бюджета годовой сделки без пересмотра её цены и штрафов. Как говорит один из источников, в 2020 году НРА поставил более жёсткие условия: забрать без санкций можно максимум 5%, чаще — 2% в зависимости от параметров сделки. С введением ковид-ограничений в апреле-мае рекламодатели повсеместно стали забирать бюджеты из телеэфира. За это НРА ввёл штрафы. Источник утверждает, что при снятии 500 млн рублей штраф мог составить 150 млн рублей. Из-за этого рекламодатели были вынуждены перенести бюджеты с весны на осень, в том числе забирая из других медиа — наружной рекламы, диджитала и прочего. В результате бюджеты вернулись на ТВ так быстро.

"НРА вел переговоры индивидуально с каждым клиентом, рассматривалось несколько сценариев дальнейшего развития ситуации, включая позитивный, по которому рынок начнет восстанавливаться со второй половины третьего квартала",— заметил представитель селлера.

В рекламных агентствах говорят, что четвертый квартал выглядит еще позитивнее третьего, около 90% инвентаря уже распродано.

Во втором полугодии на ряде каналов есть дефицит инвентаря, подтверждает Екатерина Алексеева: "Но связано это не только с ростом активности рекламодателей, но и с возвратом к докризисной тенденции — телесмотрение медленно, но верно продолжает падать". Она сомневается, что четвертый квартал будет в плюсе, "учитывая текущую ситуацию".

Напомним, что, согласно прогнозу PwC, который был опубликован в сентябре, рынок ТВ-рекламы в России к концу года упадёт на 10,8% и восстановится только к 2022 году. Ожидается, что во всем мире рынок телерекламы упадет на 12%, до $141,5 млрд.

Ранее рекламный холдинг Dentsu Aegis Network (DAN) представил прогноз отечественного рынка рекламы в 2020-2021 гг. Цифры, которые представил DAN, схожи с прогнозом от PwC. Согласно позитивному сценарию, если не будет второго карантина, стабилизируются цены на нефть, а уровень падения ВВП составит 4,5%, то рынок ТВ-рекламы просядет примерно 10,2%, медиарекламный рынок — на 10,6%.