Каждая третья семья РФ пользуется платным ТВ

11.11.2011 00:00

В России телевидение доступно для 96,9% населения, сообщил заместитель генерального директора агентства J’son & Partners Consulting Александр Шуголь. При этом он отметил, что каждая третья семья пользуется платным ТВ — проникновение платного телевидения составляет 31%. На долю кабельного ТВ приходится 18%, спутниковое ТВ имеется у 12% семей, а доля IPTV составляет всего 1%.

По сравнению с концом 2010 года абонентская база пользователей услуг платного ТВ выросла на 11%. В последние годы активнее всего растут сегменты спутникового и цифрового телевидения, при этом темпы развития сетей кабельного ТВ снижаются. «Хотя в России в основном было кабельное телевидение, после оригинальной и масштабной маркетинговой кампании рынок начал склоняться в сторону спутникового ТВ», — отметил Шуголь, добавив, что для IPTV нет того контента, который бы помог развернуться ему полностью.

По мнению аналитика, новые технологии передачи данных и новые типы абонентских устройств все активнее смещают телевидение в сторону нелинейного ТВ, позволяющие выбирать время просмотра, таких как ОТТ, мобильное видео или веб-порталы. В результате телевидение становится более «онлайновым».

Аналитики J&P считают, маловероятным завершение цифровизации телевидения в России в 2015 году. «Энтузиастов, которые верят, что программа по цифровизации будет завершена в 2015 году все меньше и меньше», — считает Шуголь. Он выделил несколько проблем перехода к цифровому телевидению, в числе которых финансовые риски, отсутствие детальной программы действий и стандартов, а также сжатые сроки реализации федеральной программы.

По словам коммерческого директора «Триколор ТВ» Сергея Ставропольцева, кабельное телевидение начинает заметно конкурировать со спутниковым. "Причем операторы кабельного телевидения идут в небольшие города, где они раньше не присутствовали«,- отметил Ставропольцев. По его мнению, в ближайшие годы спутниковый сегмент будет «залезать» на территорию кабельщиков и пойдет по той же схеме построения бизнес-модели, что и кабельные операторы.

Ставропольцев выделил среди проблем перехода на цифровое телевидение масштабные вложения в инфраструктуру. Кроме этого, он считает, что потребители мало осведомлены о цифровизации. «Есть ощущение, что познания в этом вопросе у большей части населения крайне скудны», — заметил он. Также проблемным вопросом является кодировка сигнала. «Будет ли сигнал кодироваться, и если да, то что это будет за кодировка?- рассуждает он. — Не получится ли так, что многим жителям нашей страны, уже купившим цифровые приставки без декодера, придется такое оборудование выкинуть на помойку?».

Представитель департамента по связям с общественностью МТС Дмитрий Солодовников считает существенным барьером на пути развития IPTV дороговизну данного решения, обусловленную требованиями к инфраструктуре сети и высокой стоимости конечного оборудования. При этом драйвером роста технологии IPTV, по его словам, являются интерактивные сервисы. «Однако действительно хорошую, развитую и многогранную систему „умной трубы“ пока не удалось построить никому из операторов», — отметил он.

По словам руководителя пресс-службы «Акадо» Дениса Рычки, уровень проникновения кабельных сетей в крупных городах сегодня достаточно высок, а в некоторых местах уже достиг предельной отметки. «Ведь исторически в фокусе внимания кабельных операторов находятся города с населением больше 50 тысяч, однако известны примеры активного развития кабельных сетей в городах с небольшой численностью населения, и в данном случае успех зависит от плотности застройки многоквартирных домов, — объясняет он. — Сегодня темпы развития или темпы строительства кабельных сетей не так значимы. На первое место выходит рост рынка платного телевидения в целом и то, как кабельные операторы развивают услуги на цифровое платформе».

Как полагает источник на рынке IPTV, скорее всего, до 2015 года на всей территории России будет запущено цифровое вещание, однако о полном отказе от аналогового телевидения пока говорить рано. «Как показала практика опытных зон внедрения цифрового телевидения, люди неохотно переходят на новый формат телевещания даже при условии субсидирования государством установок новых ТВ-приставок», — разъяснил собеседник

Telecom Daily