В 2020-2030 годах могут полностью исчезнуть бумажные версии газет и журналов, — об этом пишут “Ведомости” со ссылкой на Фонд развития гражданского общества, предоставившего доклад о будущем развитии СМИ в России. Телевидение, напротив, будет развиваться стабильно. Хотя большая часть телесмотрения будет приходиться на компьютеры, планшеты и смартфоны, в целом телесмотрение не изменится существенно — транслировать контент в интернете будут как интернет-сервисы агрегации видеоконтента, так и сами телеканалы, организующие онлайн-трансляции эфиров на своих сайтах.
 
Относительно печатных СМИ продолжится как падение тиражей и аудитории, так и снижение рекламных доходов. Такая ситуация приведет к закрытию и уходу в интернет игроков второго и третьего эшелонов, а лидеров вынудит искать новые форматы монетизации контента (например, платный доступ к сайтам — как издания Financial Times, The Wall Street Journal, The Sun, The Daily Telegraph, газета “Ведомости”).
 
Данные доклада Фонда развития гражданского общества подтверждает статистика “АВС — бюро тиражного аудита”: с I квартала 2012 года по I квартал 2013 года общий тираж еженедельных российских газет снизился в среднем на 7,5%, ежедневных — на 14%, журналов — на 5%. Относительно рекламных доходов в отчете приводятся следующие цифры: доля печатных СМИ на рекламном рынке за последние 12 лет снизилась в 3,5 раза — с 48 до 13,83%. А по данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), в первом полугодии 2013 года рекламные продажи в российских газетах и журналах сократились на 5% до 8 млрд рублей.
 
В то же время в России за последние два года число интернет-пользователей увеличилось на 10% (с 52% до 62%), — об этом сообщает “Интерфакс” со ссылкой на социологов Левада-центра, проводившего всероссийский опрос в конце октября.
 
Больше всего интернет-пользователей среди студентов и учащихся (92%), специалистов, руководителей и управленцев (по 91%), меньше всего пользуются сетью пенсионеры (15%). Действительно, среди молодых россиян (до 25 лет) используют сеть 91%, а среди тех, кто старше 55 лет — 23%.
 
В Москве 80% жителей пользуются интернетом, в сельской местности — 51%. Растет число тех, кто получает новости и следит за анализом событий в стране через интернет — в целом с 31% в 2011 до 42% в 2013 году. Для поиска необходимой информации интернет используют 44% пользователей (в 2011 — 38%), для общения 41% (в 2011 — 32%), для развлечения 29% (в 2011 — 25%).
 
Новости и аналитика больше всего интересуют учащихся и студентов (52% — новости и 24% — аналитика), руководителей (соответственно, 45% и 37%), специалистов (43% и 26%). Этими областями интересуются также люди с высшим образованием (39% — новости и 25% — аналитики), с высоким потребительским статусом (41% и 26%) и проживающие в Москве (49% и 45%).