Порядок контроля Роскомнадзором за соблюдением законодательства РФ о защите детей от вредной информации определяется приказом Роскомнадзора от 19.12.2018 N 203 "Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию", сообщает портал правовой поддержки "КонсультантПлюс". С полным текстом документа можно ознакомиться здесь.

Согласно приказу, предметом контроля является соблюдение производителями или распространителями информационной продукции: учредители, редакции, издатели и распространители средств массовой информации, провайдеры хостинга, владельцы сайтов, вещатели, операторы связи - требований, установленных нормативными правовыми актами в области защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Указано, что должностные лица, осуществляющие мероприятия по контролю (надзору) имеют право, в том числе:

  • запрашивать для проверки документацию проверяемого лица, связанную с соблюдением требований;
  • направлять запросы в уполномоченные госорганы и организации для подтверждения соблюдения или нарушения объектом контроля требований;
  • направлять в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, уголовных дел при выявлении признаков преступлений;
  • выдавать предостережение о недопустимости нарушения требований;
  • применять меры профилактического характера, направленные на недопущение или пресечение нарушений проверяемыми лицами.

По регламенту, проверки проводятся в соответствии с установленными планами работы.

При этом определен ряд случае, когда может быть проведена внеплановая проверка, в частности, в случае:

  • получения информации от граждан, юридических лиц, органов государственной власти или местного самоуправления о соответствующих нарушениях;
  • обращений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями должностных лиц надзорного органа.

Срок проведения как плановых, так и внеплановых мероприятий по контролю (надзору) в отношении производства и выпуска средств массовой информации, вещания телеканалов, радиоканалов, телепрограмм и радиопрограмм, а также информации, распространяемой посредством интернета, не может превышать:

  • проверка в отношении вещателя - 20 рабочих дней;
  • систематическое наблюдение в отношении вещателя - 21 календарный день;
  • мероприятие по контролю в отношении СМИ - 3 рабочих дня.

Срок проведения мероприятий по контролю (надзору) в отношении информации, распространяемой посредством сетей передачи данных и подвижной радиотелефонной связи, не может превышать 20 рабочих дней.

Срок проведения каждой из проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому обособленному структурному подразделению. Общий срок не может превышать 60 рабочих дней.

Кроме того, документ регламентирует порядок, в котором лица, которые считают, что их права нарушены решением, действием или бездействием надзорного органа или территориальных органов, имеет право обжаловать решение (действие или бездействие) в досудебном (внесудебном) порядке.

Заявитель может обратиться с жалобой на:

  • действия (бездействие) должностных лиц надзорного органа или его территориального органа;
  • порядок проведения мероприятия по государственному контролю (надзору);
  • выводы, сделанные по результатам мероприятия по государственному контролю (надзору).

Жалоба, поступившая в надзорный орган или территориальный орган, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня с даты ее поступления. Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение 30 рабочих дней с даты ее регистрации.

Напомним, в конце февраля 2019 года появлялась информация, что перечень оснований для внеплановых проверок провайдеров предлагают расширить, наделив уполномоченные органы правом проверять, ограничил ли оператор доступ к опасной для детей информации, если граждане, юридические, должностные лица или СМИ сообщают о невыполнении оператором данного требования. Тогда же сообщалось об инициативе вдвое увеличить штрафы за распространение вредной для детей информации.