Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и Счетная палата РФ выступили с критикой законопроекта о "суверенном Рунете". Президент РСПП Александр Шохин, как сообщают "Ведомости", направил спикеру Госдумы Вячеславу Володину письмо, в котором проинформировал о связанных с документом опасениях.

В частности, он предупредил, что система централизованного управления сетью связи общего пользования, которую предполагается создать, рискует стать единой точкой отказа работы связи в России. Он добавил, что декларируемая задача проекта - обеспечение работоспособности интернета в РФ при отключении от зарубежных корневых серверов - не актуальна, так как в стране уже есть 11 корневых серверов, которых, по мнению экспертов, вполне достаточно.

Он добавил, что нет ясности с финансированием установки техсредств для определения источника трафика и ограничения доступа к запрещенным ресурсам для интернет-компаний (операторы связи, напомним, получат средства из бюджета) и финансирования электроснабжения этой техники. Дополнительные расходы компаний на электроснабжение он оценил в 2 млрд рублей в течение пяти лет.

Наконец, РСПП предложил исключить из проекта создание национальной системы доменных имен, потому что она уже существует, и не распространять управление маршрутизацией на абонентский трафик, включающий фильмы и музыку, а ограничиться критической инфраструктурой.

С учетом всего этого РСПП предлагает доработать документ, не меняя нынешнюю систему компетенций государственных органов.

Счетная палата в отзыве в свою очередь отметила, что реализация законопроекта приведет к росту стоимости товаров и услуг на отечественном рынке и потребует дополнительных расходов, не предусмотренных в федеральном законе о бюджете на 2019 год и не включенных в планы на 2020-2021 годы, сообщает "Интерфакс". С учетом этого Счетная палата заключила, что проект не может быть поддержан.

Между тем Комитет Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, по данным РИА Новости, поддержал законопроект с учетом отдельных замечаний. Он также указал на связанные с инициативой дополнительные бюджетные расходы и, например, на то, что в документе не указано, кто будет компенсировать убытки, если реализация описанных в документе мер вызовет нарушение работы сетей связи. В комитете обратили внимание, что в законопроекте не предусмотрена модернизация технических средств, которые придется установить операторам связи, и это "окажет негативное влияние на работу и развитие сетевой инфраструктуры в целом".

Напомним, накануне стало известно, что в бюджете на 2019 год на создание Центра управления сетью связи общего пользования в рамках законопроекта о "суверенном Рунете" предусмотрено почти 600 млн рублей. При этом за три года, согласно закону "О федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов", на данные цели предполагается потратить более 1,8 млрд рублей. Ранее замглавы Минкомсвязи Олег Иванов сообщил, что наибольшая часть затратных предложений, которые содержатся в законопроекте, уже учтена в программе "Цифровая экономика".

В предыдущие недели законопроект с оговорками о необходимости доработки ко второму чтению поддержали кабинет министров, Комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, Минкомсвязь, Роскомнадзор, представители Федеральной службы технического и экспортного контроля (ФСТЭК) и Федеральной службы охраны.

С критикой в свою очередь выступили автономная некоммерческая организация "Цифровая экономика" и рабочая группа "Связь и IT" Экспертного совета при правительстве РФ.

Пакет поправок к законам "О связи" и "Об информации", условно известный как законопроект о "суверенном интернете", сенаторы Андрей Клишас и Людмила Бокова, а также депутат Андрей Луговой внесли в Госдуму 14 декабря 2018 года. Он предусматривает создание инфраструктуры, способной обеспечить работу российских интернет-ресурсов в случае отключения отечественного сегмента интернета от зарубежных серверов. В нем определяются трансграничные линии связи и точки обмена трафиком, а их владельцы, операторы связи, обязываются при возникновении угрозы обеспечить возможность централизованного управления трафиком. Кроме того, предлагается установить на сетях связи "технические средства, определяющие источник передаваемого трафика".

 

Уходящая аналоговая натура

Итак, 21 регион последней волны перехода на цифровое вещание отключен от аналога. Эксперт Национальной ассоциации телерадиовещателей Роман Климас решил зафиксировать, какие атрибуты уходят в историю вместе с ним.

О правовом статусе распространения телеканала в интернете. Анализ юриста

Как быть телеканалам, вещающим в Сети? Нужно ли получать на интернет-распространение отдельную лицензию? Окончательно эти вопросы до сих пор в законодательстве не урегулированы. Адвокат Александр Титов разбирается в ситуации.