РСПП и Счетная палата раскритиковали законопроект о "суверенном Рунете"

08.02.2019 10:50

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и Счетная палата РФ выступили с критикой законопроекта о "суверенном Рунете". Президент РСПП Александр Шохин, как сообщают "Ведомости", направил спикеру Госдумы Вячеславу Володину письмо, в котором проинформировал о связанных с документом опасениях.

В частности, он предупредил, что система централизованного управления сетью связи общего пользования, которую предполагается создать, рискует стать единой точкой отказа работы связи в России. Он добавил, что декларируемая задача проекта - обеспечение работоспособности интернета в РФ при отключении от зарубежных корневых серверов - не актуальна, так как в стране уже есть 11 корневых серверов, которых, по мнению экспертов, вполне достаточно.

Он добавил, что нет ясности с финансированием установки техсредств для определения источника трафика и ограничения доступа к запрещенным ресурсам для интернет-компаний (операторы связи, напомним, получат средства из бюджета) и финансирования электроснабжения этой техники. Дополнительные расходы компаний на электроснабжение он оценил в 2 млрд рублей в течение пяти лет.

Наконец, РСПП предложил исключить из проекта создание национальной системы доменных имен, потому что она уже существует, и не распространять управление маршрутизацией на абонентский трафик, включающий фильмы и музыку, а ограничиться критической инфраструктурой.

С учетом всего этого РСПП предлагает доработать документ, не меняя нынешнюю систему компетенций государственных органов.

Счетная палата в отзыве в свою очередь отметила, что реализация законопроекта приведет к росту стоимости товаров и услуг на отечественном рынке и потребует дополнительных расходов, не предусмотренных в федеральном законе о бюджете на 2019 год и не включенных в планы на 2020-2021 годы, сообщает "Интерфакс". С учетом этого Счетная палата заключила, что проект не может быть поддержан.

Между тем Комитет Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, по данным РИА Новости, поддержал законопроект с учетом отдельных замечаний. Он также указал на связанные с инициативой дополнительные бюджетные расходы и, например, на то, что в документе не указано, кто будет компенсировать убытки, если реализация описанных в документе мер вызовет нарушение работы сетей связи. В комитете обратили внимание, что в законопроекте не предусмотрена модернизация технических средств, которые придется установить операторам связи, и это "окажет негативное влияние на работу и развитие сетевой инфраструктуры в целом".

Напомним, накануне стало известно, что в бюджете на 2019 год на создание Центра управления сетью связи общего пользования в рамках законопроекта о "суверенном Рунете" предусмотрено почти 600 млн рублей. При этом за три года, согласно закону "О федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов", на данные цели предполагается потратить более 1,8 млрд рублей. Ранее замглавы Минкомсвязи Олег Иванов сообщил, что наибольшая часть затратных предложений, которые содержатся в законопроекте, уже учтена в программе "Цифровая экономика".

В предыдущие недели законопроект с оговорками о необходимости доработки ко второму чтению поддержали кабинет министров, Комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, Минкомсвязь, Роскомнадзор, представители Федеральной службы технического и экспортного контроля (ФСТЭК) и Федеральной службы охраны.

С критикой в свою очередь выступили автономная некоммерческая организация "Цифровая экономика" и рабочая группа "Связь и IT" Экспертного совета при правительстве РФ.

Пакет поправок к законам "О связи" и "Об информации", условно известный как законопроект о "суверенном интернете", сенаторы Андрей Клишас и Людмила Бокова, а также депутат Андрей Луговой внесли в Госдуму 14 декабря 2018 года. Он предусматривает создание инфраструктуры, способной обеспечить работу российских интернет-ресурсов в случае отключения отечественного сегмента интернета от зарубежных серверов. В нем определяются трансграничные линии связи и точки обмена трафиком, а их владельцы, операторы связи, обязываются при возникновении угрозы обеспечить возможность централизованного управления трафиком. Кроме того, предлагается установить на сетях связи "технические средства, определяющие источник передаваемого трафика".