Депутат от ЛДПР Андрей Луговой разработал проект поправок в законы "О СМИ" и "О рекламе", потенциально меняющий российский рынок телеизмерений. Согласно опубликованному документу, осуществлять исследования объема зрительской аудитории телеканалов смогут только аккредитованные государством организации. При этом контроль над такой организацией должна осуществлять российская компания. Иностранное участие/доля в ней допускается, но не более 20%.
 
Отмечается, что таких организаций может быть несколько, а саму госаккредитацию сроком на год и с возможностью дальнейшего продления будет выдавать Роскомнадзор.
 
По словам экспертов рынка, данный законопроект - еще одна попытка решить проблему падения рейтингов телеканалов. При этом ни в одной стране мира нет схемы, где бы измерителю выдавалась государственная аккредитация, хотя есть страны, где действуют нескольких измерителей. К примеру, в Польше рынок ориентируется на данные сразу двух официальных ТВ-измерителей.
 
Возвращаясь к российским реалиям, стоит отметить еще один пункт законопроекта, касающийся органичений для рекламодателей и медиаселлеров. В документе говорится, что "в целях размещения рекламы на телеканале (в телепрограммах, телепередачах) рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны руководствоваться данными, полученными по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач) на основании договора с аккредитованной организацией, проводящей исследования объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач)". Учитывая, что в России в скором времени должен появиться единый медиаселлер (напомним, представители рынка недавно вернулись к идее объединения сейлз-хаусов Vi и "Газпром-Медиа"), у рекламодателей останется небольшой простор по выбору телеканалов для размещения рекламы.
 
По мнению Лугового, такие меры необходимы для обеспечения национальных интересов: исследования зрительской аудитории могут использоваться для поддержки принятия решений и оказания влияния на общественное мнение.  
 
Депутат объяснил, что сейчас ведущую роль в системе телеизмерителей занимают именно западные компании. На сегодня главным действующим телеизмерителем страны является компания TNS Russia, которая входит в британский рекламный холдинг WPP. Представители TNS пока никак не прокомментировали законопроект. 
 
А вот президент Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) Алексей Ковылов считает, что в случае принятия поправок Лугового российский рынок рекламы грозится потерять системность в сфере телеизмерений и доверие рекламодателей. 
 
"О правилах измерения аудитории во всех странах мира принято договариваться самим участникам рынка, - прокомментировал "Кабельщику" директор департамента ТВ и контента J'son & Partners Дмитрий Колесов. - До сих пор такая деятельность даже не лицензировалась государством, что безусловно правильно. Ведь главное, что есть у измерителя — это доверие получателей данных. По опыту других стран, если только возникает обоснованное подозрение в нечестной игре (например, скандал с Gfk в Украине, когда измерителя обвинили в утечке данных панелистов и накручивании показателей одному из каналов), то индустрия сама очень быстро меняет всю неправильную систему".
 
Добавим, что в обязанности аккредитованной организации будут входить исследования зрительских предпочтений во всех средах, в том числе в интернете, при этом в документе виды измеряемой продукции ограничиваются телеканалами, телепередачами и телепрограммами.
 
Если законопроект будет принят нижней и верхней палатами парламента РФ, то изменения, касающиеся ограничениями во владении национальным ТВ-измертелем, вступят в силу уже 1 января 2017 года.