Государственная Дума на рассмотрела в третьем чтении проект закона №608767-7 "О безопасной и устойчивой работе Рунета", также известный как законопроект "о суверенном Рунете", сообщает "Роскомсвобода". По данным ресурса, законопроект поддержала "Единая Россия", другие фракции не поддержали. Представители ЛДПР, "Справедливой России" и КПРФ, которые выступали с трибуны Госдумы, в своих речах раскритиковали принимаемый правовой акт.

Всего в голосовании принимали участие 375 депутатов (83,3%), из них "за" проголосовали 307 человек, "против" - 68 человек, воздержавшихся не было. Решение принято.

Напомним, пакет поправок к законам "О связи" и "Об информации", условно известный как законопроект о "суверенном интернете", сенаторы Андрей Клишас и Людмила Бокова, а также депутат Андрей Луговой внесли в Госдуму 14 декабря 2018 года. Он предусматривает создание инфраструктуры, способной обеспечить работу российских интернет-ресурсов в случае отключения отечественного сегмента интернета от зарубежных серверов. В нем определяются трансграничные линии связи и точки обмена трафиком, а их владельцы, операторы связи, обязываются при возникновении угрозы обеспечить возможность централизованного управления трафиком. Кроме того, предлагается установить на сетях связи "технические средства, определяющие источник передаваемого трафика". 12 февраля 2019 года Госдума приняла законопроект в первом чтении.

11 апреля Госдума приняла законопроект во втором чтении. Ко второму чтению в текст было внесено 27 поправок, большая часть из которых уточняет полномочия государственных органов.

Согласно одной из поправок, закон вступит в силу не через 10 дней после публикации, а 1 ноября 2019 года, за исключением положения о криптографической защите информации и о национальной системе доменных имен, которое вступит в силу с 1 января 2021 года.

В приятной версии документа прописано, что оборудование для реализации закона должны устанавливать только операторы связи. Установка будет бесплатной, и ей займется Роскомнадзор. Из-под действия будущего закона выведены технологические сети компаний и организаций, не подключенные к интернету.

С операторов связи снимается ответственность за проблемы из-за внедрения нового оборудования. Претензии клиентов они могут перенаправлять Роскомнадзору. Также операторы освобождены от обязанности ограничивать доступ к сайтам с запрещенной информацией, если они установили оборудование для противодействия угрозам.

Законопроект наделяет функциями регулятора правительство, которое займется вопросами установки, эксплуатации и модернизации "технических средств противодействия угрозам" на сетях операторов связи. Оно возьмет на себя ответственность за определение моделей угроз и "критических ситуаций" (пока эти определения не прописаны). Утверждать требования к обеспечению функционирования точек обмена трафиком будут Минкомсвязь и ФСБ, а не Роскомнадзор, как планировалось изначально, однако управлять сетью в "критических" ситуациях станет подведомственный регулятору центр мониторинга, который планируется создать к концу 2019 года.

Использовать российскую криптографию, согласно новой редакции, должны только государственные органы и информационные системы. От этой обязанности освобождены организаторы распространения информации.

Пункт о создании национальной системы доменных имен, вопреки прогнозам, в законопроекте сохранился. Этим займется Роскомнадзор. Кроме того, он определит группу доменных имен, которая составит российскую национальную доменную зону, и с 2021 года операторов связи обяжут пользоваться исключительно ей. Отдельным пунктом внесено требование о блокировке сайтов, нарушающих правила работы с персональными данными.