Запрет на рекламу и пропаганду спайсов в СМИ одобрен в первом чтении

05.02.2019 15:44

Госдума на пленарном заседании приняла в первом чтении законопроект о запрете рекламы и пропаганды в СМИ и интернете новых потенциально опасных психоактивных веществ (например, спайсов) в СМИ, сообщает ТАСС. Инициатива принадлежала группе депутатов разных фракций, являющихся членами думского комитета по безопасности и противодействию коррупции, в их числе был и председатель комитета Василий Пискарев ("Единая Россия").

Эрнест Валеев, первый зампред комитета и один из разработчиков проекта, пояснил: "Раньше был запрет [рекламы и пропаганды в СМИ] только по наркотикам, не было психоактивных веществ", теперь, по его словам, речь идет о "спайсах, всевозможных солях и так далее". Уголовная ответственность за их распространение и пропаганду была введена несколько лет назад, но непосредственный запрет в законах о СМИ и рекламе не был прописан.

Текст законопроекта предполагает установить запрет на распространение в СМИ и интернете "сведений о способах разработки, изготовления и использования, а также местах приобретения новых потенциально опасных психоактивных веществ".

По сведениям МВД России, за 2017 год рассмотрено свыше 47 тысяч электронных запросов из Роскомнадзора, по которым принято более 20,5 тысяч решений об ограничении доступа к сайтам, распространяющим запрещенную информацию о наркотиках.

Виктор Кидяев, первый замруководителя фракции "Единая Россия", отметил, что инициатива связана с фактом активного перехода наркоторговцев на цифровые платформы и новые информационные технологии, с помощью которых осуществляются массовые рекламные рассылки запрещенных препаратов. По словам Кидяева, применение социальных сетей, почтовых программ и мессенджеров делает наркоторговлю менее заметной и менее доступной для правоохранительных органов, поэтому необходим запрет на любую рекламу наркотиков таким способом.

Кидяев уточнил, что главная особенность законопроекта - распространение запрета на все потенциально опасные психоактивные вещества, даже если они не включены пока в официальный список наркотиков. Это позволяет решить проблему с так называемым дизайном наркотиков, когда преступники меняют химический состав и снова запускают зелье в продажу. Вследствие чего получается, что, хотя суть и воздействие вещества на человека не изменились, в списке запрещенных его еще нет, а значит, нет и ограничений на рекламу и торговлю. Новые формулы ежегодно появляются десятками.

Евгений Ревенко, член комитета по информационной политике, привел данные МВД о том, как наркоторговцы используют интернет-магазины, соцсеть "ВКонтакте", мессенджеры WhatsApp и Viber для рассылки информации.

Напомним, что об инициативе запрета распространения информации о спайсах в СМИ сообщалось в ноябре 2018 года.