Имперский марш в исполнении Netflix

Бытует мнение, что онлайн-платформы Netflix и Hulu являются серьезной причиной для отказа от традиционного ТВ на Западе – и примерно того же самого может ожидать и российский рынок. Но нам ближе другой подход: вопрос не стоит или/или – "классические" операторы могут удержать своих абонентов и даже укрепить их лояльность, разнообразив свои услуги за счет доступа ко всему спектру ОТТ-предложений на рынке.

Как показывают исследования, пользователи не "обрубают" кабель, чтобы перейти на услугу VOD – наоборот, они зачастую подключаются к кабельному, чтобы дополнительно подключить "видео по запросу". Исходя из этого американские операторы платного ТВ стали предлагать клиентам опцию подписки и просмотра Netflix или других SVOD-сервисов прямо на их телеприставках (так же, как российские операторы предлагают абонентам подключаться к "Смотрёшке", "24часа ТВ" и другим платформам).

По данным исследования Parks Associates, за прошедший год 21% домохозяйств платного ТВ в США подключился к сервису онлайн-видео через своего оператора. Что само по себе является отличной новостью для операторов, как крупных, вроде Comcast или DISH Network, так и небольших, например, телеприставок TiVo. Конечно, это хорошо и для Netflix, который рассчитывает получить от 10 до 30 млн новых абонентов при помощи кабельных приставок. Сейчас объясним почему.

Облегчая жизнь клиентам

В настоящее время около 70% просмотров контента Netflix приходится на телевизоры. Возникает вопрос, не проще ли для пользователей было бы получить доступ к простой и удобной подписке к сервису на устройствах, которые им проще использовать повседневно?

Comcast, DISH и TiVo стремятся к воплощению этой идеи. Более того, эти компании упростили еще и процесс оплаты сервиса для своих клиентов путем внедрения Netflix в качестве отдельной статьи расходов в счете за кабельное ТВ. Кстати, это выгодно и Netflix, который может передать заботы о финансовых отношениях с абонентами кабельным компаниям, просто продав свои услуги последним.

Впрочем, кабельные компании в накладе не останутся. Объединяясь с Netflix или другими сервисами потокового видео, кабельные операторы наращивают число абонентов и удерживают клиентов разнообразием предложений. Руководство Comcast заявило, что их мультиэкранная облачная платформа X1 (включающая не только собственный контент компании, но и контент других платформ) более активно удерживает клиентов, в сравнении с теми домохозяйствами, где X1 нет. Логично предположить, что издержки от переключения выше у тех пользователей, кто отключит кабельное ТВ, подключившись к Netflix.

В погоне за миллионами…абонентов

Руководство Netflix полагает, что способно в долгосрочной перспективе привлечь от 60 до 90 млн абонентов в США. Однако, к концу 2017 года компания имела только 52,8 млн платных абонентов на внутреннем рынке. 

Дополнительный охват аудитории, которая смотрела бы Netflix благодаря интеграции с Comcast, Dish и TiVo, смог бы помочь стриминг-сервису добрать аудитории и приблизиться к желаемым цифрам. 

Помимо прочего Netflix заключил сделку и с телекоммуникационной компанией Charter Communications с целью распространения контента Netflix через их телеприставки. Однако, Charter пока не завершили сделку. Компания в первую очередь предложила Netflix вещание для своих клиентов через WorldBox, аналог комкастовской X1, прежде чем сдать ему абонентов со стандартной телеприставки. Только 2 млн абонентов из общих 16,5 млн на сегодняшний день имеют приставку WorldBox, и, соответственно, доступ к Netflix. 

Если Netflix добьет большую часть всех этих сделок и интеграций с операторами платного ТВ и сможет медленно, но верно наладить систему дистрибуции контента через них, у крупнейшего онлайн-видеосервиса есть все шансы добиться вожделенных 60 и даже 90 млн абонентов. Пока что главным воздержавшимися от интеграции с Netflix крупным игроком рынка платного ТВ стала компания AT&T, имеющая аудиторию в 25 млн.

Провайдеры платного телевидения могут серьезно поддержать Netflix и другие потоковые сервисы, так как помогут снизить отток аудитории. Увеличение пользователей, подключившихся к потоковому видео через операторов платного ТВ ярко демонстрирует очевидный спрос на простое подключение к потоковому видео через общий интерфейс с кабельным пакетом. Чем скорее операторы платного ТВ начнут думать в сторону Netflix и других премиальных сетей, таких как HBO, тем лучше для них же самих.

Ставка на контент

По последним данным Netflix даже отказался от участия в Каннском фестивале, и все для того, чтобы не иметь ограничений на дистрибуцию своего контента. По новым правилам фестиваля, отобранные на главный конкурс фильмы в обязательном порядке должны выходить в прокат на территории Франции. Netflix на релиз своего контента во французских кинотеатрах не готов, так как по местным законодательным правилам прокатные фильмы по VOD-подписке станут доступны только через 36 месяцев, что для стриминг-сервиса является слишком долгим сроком. Видимо, Netflix не планирует рисковать своим контентом даже ради престижной кинопремии.

К слову, сам Netflix, имея аудиторию в 109 млн подписчиков по всему миру, в этом году анонсирует запуск 700 оригинальных проектов. Для сравнения, в 2016 году компания выпустила 126 оригинальных фильмов и сериалов, и уже тогда сервис превзошел в этом компоненте любые кабельные или сетевые каналы. Онлайн-гигант делает ставку на разнообразный контент, что подтверждает его глобальные планы по захвату телемира. 


Уходящая аналоговая натура

Итак, 21 регион последней волны перехода на цифровое вещание отключен от аналога. Эксперт Национальной ассоциации телерадиовещателей Роман Климас решил зафиксировать, какие атрибуты уходят в историю вместе с ним.

О правовом статусе распространения телеканала в интернете. Анализ юриста

Как быть телеканалам, вещающим в Сети? Нужно ли получать на интернет-распространение отдельную лицензию? Окончательно эти вопросы до сих пор в законодательстве не урегулированы. Адвокат Александр Титов разбирается в ситуации.