История развития цифрового вещания на примере одного канала

02.11.2018 16:45

Разговоры о переходе страны на цифровое вещание впервые начались еще в прошлом веке (для красоты словца можно даже сказать, что в прошлом тысячелетии). Первые робкие конференции тогда собирались под эгидой Минсвязи России, МПТР России, и, конечно же, эта тема была и остается весьма популярной на конгрессах НАТ. При выборе стандарта вещания был изучен опыт европейских стран, однако то, что прекрасно пошло в Европе, не факт что подойдет для России. Поэтому за много лет до 985-го постановления правительства "О развитии цифрового телерадиовещания в России", еще в 2000 году начали создаваться экспериментальные зоны, в которых пробовали организовать эфирное цифровое вещание. Собственно, в этом материале я подробнее остановлюсь на истории 32 ТВК в Москве.

В июле 2000 года МПТР России провело конкурс на экспериментальное цифровое телевизионное вещание в формате DVB-T, который выиграло ООО "Цифровое телерадиовещание". Кстати, размер единовременной платы за победу на том конкурсе составил всего 1 тысячу рублей. В октябре того же года "Цифровое телерадиовещание" получило свою первую лицензию № 4701 на вещание четырех телепрограмм одновременно. В 2004 году лицензия была переоформлена на вещание уже двух телепрограмм. В 2008 году лицензия ООО "ЦТВ" опять была переоформлена – в ней впервые появилось указание формата вещания (DVB-T). Следующие лицензионные действия были в 2009 году – лицензия была продлена еще на пять лет, а также в ней были прописаны для вещания десять каналов первого мультиплекса + два канала ("Охота и Рыбалка" и "Драйв").

Так бы и продолжалась до сих пор эта история с продлением лицензии и вещанием закодированного сигнала для весьма ограниченного количества подписчиков (по слухам, их всего около 30 человек), если бы не переход на новый стандарт вещания. Напомню, что, согласно первоначальной версии постановления правительства № 985 от 03.12.2009 года "О федеральной целевой программе "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы", переход с экспериментального стандарта вещания DVB-T на стандарт вещания DVB-T2 должен был состояться в 2015 году. Однако распоряжением правительства РФ № 287-р от 3 марта 2012 года и решением ГКРЧ от 16 марта того же года сроки перехода на стандарт DVB-T2 были перенесены на 2012-й.

Поэтому, когда в 2016 году у "Цифрового телерадиовещания" закончился срок действия разрешения на использование частот, новое разрешение на десять лет Роскомнадзор выдавать не стал. Вместо этого 10 апреля было выдано первое временное разрешение на полгода с рекомендацией получить в ГРЧЦ новое заключение о возможности использования 32 ТВК в стандарте DVB-T2, а заодно и привести в соответствие новому постановлению о конкурсах территорию вещания, вписав туда все города Московской области, численность населения которых составляла более 100 тысяч человек. Прошу обратить внимание на словосочетание "первое разрешение" в предыдущем предложении. За те же полгода надо было внести все изменения в лицензии на вещание и по связи и тогда уже получать новое разрешение. Естественно, за такой короткий срок все эти процедуры сделать чрезвычайно сложно. Поэтому 10 октября Роскомнадзор выдал второе временное разрешение, тоже на полгода, с теми же целями. Примерно в это время "Цифровое телерадиовещание" обратилось в ГРЧЦ с просьбой оформить новое заключение экспертизы на стандарт вещания DVB-T2.

Документального подтверждения нижеследующему предположению в открытых источниках нет, однако не исключено, что ситуация с ГРЧЦ могла развиваться следующим образом. Поскольку для ГРЧЦ основной рабочий документ – "Порядок проведения экспертизы возможности использования заявленных РЭС…", утвержденный решением ГКРЧ № 11-13-02 от 20 декабря 2011 года, в котором часто пишут, что изменение характеристик излучения уже действующего РЭС не допускается, то, возможно, центр не хотел выдавать заключение экспертизы об использовании уже действующего канала в новом стандарте вещания. Однако, против постановления правительства и письма Роскомнадзора с рекомендациями особо не попрешь, поэтому всё же через какое-то время новое заключение с указанным стандартом вещания DVB-T2 было выдано.

Кстати, за это время Роскомнадзор выдал третье, четвертое и даже пятое временное разрешение на использование 32 ТВК на полгода – 10 апреля 2017 года, 10 октября 2017 года и 10 апреля 2018 года. В моей практике это единственный случай выдачи пяти (!) временных разрешений на использование частот. И этот случай наглядно показывает, что нынешняя политика Роскомнадзора состоит не в том, чтобы запрещать и закрывать, а в первую очередь в готовности пойти навстречу операторам связи, понимая, что за каждой выдаваемой бумажкой кроются бизнес и люди. Заканчивая историю с разрешениями на использование частот – шестое, уже постоянное разрешение было получено "Цифровым телерадиовещанием" 07 июня 2018 года, и действует оно до окончания срока действия упомянутого в начале статьи решения ГКРЧ, т. е. до 16 марта 2022 года.

Итак, эпопея с разрешениями и переходом на новый стандарт вещания закончилась, но это еще не вся история. Следующая ее часть – это приведение лицензии в соответствие с новыми реалиями. А новые реалии, я напомню, таковы, что в 2009 году указом президента РФ № 715 был сформирован перечень каналов, входящих в состав первого мультиплекса. Обеспечить трансляцию этих каналов было поручено ФГУП РТРС. Соответственно, дублировать их на 32 ТВК не только стало бессмысленно, но и невозможно. Поэтому (согласно действующей лицензии), кроме уже ранее вписанных в лицензию телеканалов "Драйв" и "Охота и рыбалка", перечень транслируемых телеканалов был изменен с каналов первого мультиплекса на следующие: "Авто Плюс", ТНТ4, "Москва 24", "Доктор", "Мульт" (кстати, все они имеют лицензию на вещание). Собственно, такой пакет сейчас идет в эфире. При этом некоторые время назад была снята кодировка, поэтому каналы транслируются в открытом виде.

В завершение этой истории не могу не вспомнить пожелание врагу от Конфуция: "Чтоб ты жил в эпоху перемен". А с учетом того, что в ближайшее время предстоит цифровизация всей страны, считаю, что лишь скоординированные действия всех заинтересованных сторон позволят сделать этот этап наименее болезненным для вещателей, операторов связи и в первую очередь для телезрителей.

Все данные для написания материала были взяты из открытых источников, в первую очередь из реестров Роскомнадзора.

Об авторе

Олег Соболев
эксперт (www.trv-consult.ru)