OTT SVoD: подсчет денег и перспектив

11.11.2013 15:36
Похоже, скептицизм в отрасли относительно возможностей заработка на OTT-сервисах постепенно проходит. Отчасти это происходит за счет все более частого появления аналитики, показывающей, что и от этого сектора можно получить приличные деньги. 
 
Взять, хотя бы, последние прогнозы MRG. Исследователи этой компании подсчитали, что к 2017 году мировой рынок сможет получить выручку от OTT SVOD (под этим термином аналитики подразумевают модель, когда пользователи на основе подписки — ежемесячной, квартальной, годовой — получают доступ к неограниченному количеству онлайн-видеоконтента. При этом к OTT SVOD они относят сервисы, не подконтрольные и не дистрибутирующиеся PayTV-операторами) в размере $8 млрд — такую сумму он сможет заработать на 120 млн подписчиках. 
 
В сравнении с уровнем 2012 года, этот сектор покажет значительный рост. В прошлом году глобальная выручка OTT SVOD составляла $4,7 млрд, а число пользователей такими услугами — 66 млн.
 
По данным аналитиков, впереди планеты всей по OTT SVOD будет Северная Америка. Здесь уже к концу 2013 года ожидается свыше 50 млн подписчиков на подобные услуги. MRG считает, что они распределятся между 25 OTT SVOD сервис-провайдерами.
 
Следом за этим регионом последует Восточная Европа, на которую по итогам 2012 года приходилось порядка 11% от всего рынка онлайн-видео по запросу — это 7 млн пользователей и $575 млн выручки.
 
Азия, считающаяся регионом с наибольшим числом интернет-пользователей, расположится на третьем месте. По последним подсчетам, здесь сейчас насчитывается около 5 млн OTT SVOD-подписчиков, на которых в прошлом году заработали $255 млн. 
 
Примерно столько же — $253 млн — удалось выручить Западной Европе, с её 4 млн пользователями. При этом стоит отметить, что выручка данного региона складывалась в основном за счет местных игроков, присутствие зарубежных OTT SVOD-провайдеров здесь ниже за счет высокого спроса на контент "домашнего производства".
 
По прогнозам, наиболее высокие темпы роста OTT SVOD-сектора в ближайшие пять лет будут демонстрировать рынки Латинской Америки, Азии и Западной Европы. 
 
По мнению других аналитиков — из Strategy Analytics DHO, рост популярности онлайн-видео по запросу будет обусловлен более легким доступом к нему, чем к услугам того же платного ТВ. За счет того, что OTT SVOD-сервисы получают всё большее распространение в SmartTV, а SmartTV всё чаще становятся основными телевизорами в домохозяйстве, человеку достаточно иметь теперь только "умное" принимающее устройство, чтобы иметь доступ к желаемому видео. К тому же, OTT-сервисы, как правило, обходятся дешевле, чем традиционное PayTV, а выбор контента в них ничуть не хуже.
 
К тому же, некоторые OTT-площадки, как, допустим, Netflix, вкладываются в производство уникального контента (взять, к примеру, ставший супер-хитом сериал "Карточный домик"), делая контент такой же "боевой единицей", как это делает традиционное ТВ. Получается, что OTT SVOD готово предложить пользователям почти все то, что дает им обычное платное ТВ, только в более дешевой обертке и с более удобным и простым пользовательским интерфейсом.
 
"Когда мы опрашивали участников нашего исследование — какой у них основной источник для просмотра контента, многие не задумываясь назвали таковым OTT-ресурс, — комментирует Тайрн Тулей, ведущий аналитик Strategy Analytics DHO. — Пользователи находят, что разнообразие и качество OTT SVOD-контента вполне отвечает их медиа-потребностям, без каких-либо ограничений по устройствам, на которых они могут просматривать видео-контент, и по более низкой цене".
 
И из-за таких предпосылок аналитики опять возвращаются к вопросу об угрозе OTT SVOD для традиционных услуг платного ТВ. "Преимущества OTT SVOD перевешивают те, что дает обычное телевидение, из-за чего многие потребители находят последнее все менее ценным для себя. Поэтому крайне важно, чтобы провайдеры платного ТВ начали искать пути по включению таких услуг, которые бы могли стать top-of-mind (то есть первыми, всплывающими в сознании, — примечание редакции) для большинства пользователей", — считает Кевин Нолан, вице-президент Strategy Analytics DHO.
 
Ложка дегтя
 
А вот аналитик портала FierceOnlineVideo Джон Уэйн не столь радужен в своём мнении относительно стремительности развития OTT-сервисов. На этот счёт он написал интересную колонку, основные цитаты из которой мы приведем ниже.
 
"Не должен ли был 2013 год стать главным годом по запуску OTT-сервисов? Всего несколько месяцев назад казалось, что появление сразу большого числа новых сервисов неизбежно. Большинство интернет-игроков и гигантов потребительской электроники рапортовали, что работают над чем-то большим. Intel так открыто говорил о своих планах. И хотя руководители тех медиа-компаний, которые якобы должны были поставлять для них контент, были более сдержаны в своих высказываниях (в конце концов, они обязаны придерживаться соглашений о неразглашении), они также указывали на то, что открыты для этого бизнеса и проводят встречи со всеми возможными сторонами.
 
Теперь же, когда всего несколько недель осталось до конца года, и еще меньше до начала сезона праздничного шопинга, шансы, что какие-либо из заявленных сервисов материализуются до конца года, сводятся к нулю. Возможно, в следующем году.
 
Начинать новое дело всегда нелегко, особенно, когда это требует участия медиа-конгломератов. Кроме того, любая новая OTT-услуга должна работать отлично или близко к этому с самого момента своего запуска. Существенные недостатки обрекут такой проект, потому как телезрители имеют низкую терпимость к неприятностям. Поэтому представление такого рода продукта должно предваряться множеством тестов. А тестирование занимает много времени. И вполне возможно, что заявленные сервисы еще находятся в пути, просто их создатели заключают еще несколько контрактов и сглаживают некоторые "шероховатости".
 
Конечно, есть определенная логика в том, что большее число компаний собирается заступать на платное OTT-пространство. С одной стороны, владельцы контента должны одобрять появление новых дистрибуторов, так как, предположительно, это должно принести им новых клиентов. С другой стороны, действующая сфера платного телевидения, похоже, находится на грани разрушения. Их клиенты жалуются на высокую стоимость продуктов. Индустриальные обозреватели полюбили указывать на устаревшие пользовательские интерфейсы, в то время как поставщики услуг вовсю суетятся, придумывая новые обновления. <...>
 
В последнее время самыми громкими голосами в дискуссиях на тему платного OTT стали голоса представителей платного ТВ-сектора. Так, руководители Comcast обсуждали возможности, которые мог бы принести компании виртуальный сервис "Xfinity". Verizon планирует взять на себя осуществление Intel’овского проекта.Глава Charter заявил инвесторам, что в один прекрасный день компания может начать предоставлять "повсеместную" подписку.
 
В этом также есть своя логика. Этим дистрибьюторам есть что терять. Они выстроили успешный бизнес по доставке программируемого платного ТВ для миллионов американских потребителей и не хотят теперь стоять в стороне и наблюдать за тем, как кто-то со стороны приходит и крадет у них клиентов. И если вы уверены в том, что будущее доставки видео за интернет-протоколом, тогда вы должны верить и в то, что эти компании обязательно будут принимать участие в этом будущем.
 
Но вот что труднее всего предсказать, так это как скоро это будущее настанет".

Об авторе

Дарья Бояринова
выпускающий редактор "Кабельщика"