Число частных пользователей фиксированного широкополосного доступа в интернет в России выросло за 2015 год на 2%, до 30,3 млн пользователей, сообщается в отчете аналитической компании J'son & Partners Consulting.
 
По оценкам экспертов, российский рынок фиксированного ШПД находится в стадии насыщения. Темпы роста рынка продолжают снижаться и в ближайшей перспективе не будут превышать 1–2%.
 
Общая абонентская база первой пятерки игроков увеличилась за год на 490 тысяч абонентов (2,5%). Уверенный рост демонстрировали компании "Ростелеком" и МТС – 284 тысяч и 147 тысяч абонентов соответственно.
 
В "Ростелекоме" связывают активный прирост с высокими темпами строительства сетей. При этом оператор отмечает сокращение количества абонентов ШПД, подключенных по медному кабелю. В 2015 году впервые количество "оптических" абонентов РТК превысило количество "медных": 52% против 48%. Кроме того, оператор отмечает, что строительство оптических сетей стимулирует рост второго флагманского сегмента компании – "Интерактивного ТВ", число подписчиков которого, по данным компании, год к году растет на 25%.
 
Как сообщается в отчете J'son & Partners Consulting, первое и второе место по числу абонентов по-прежнему занимают "Ростелеком" и "ЭР-Телеком". На третье место в прошлом году вышел МТС, оттеснив на четвертое "ВымпелКом".
 
Среди основных тенденций на российском рынке фиксированного ШПД среди частных пользователей аналитики называют рост скоростных тарифных планов (100 Мбит/с и более). Как отмечается в исследовании, за последние два года доля пользователей, которые выбирали такие тарифы, выросла в два раза. Тарифы со скоростью 1 Мбит/с и ниже практически ушли в прошлое, на их долю приходится не более 3% подключений.
 
Также для рынка характерен рост подключений по оптическим технологиям, в том числе PON, что эксперты связывают с увеличением количества интернет-видеосервисов, которые требуют все большей пропускной полосы. В 2015 году рост абонентов FTTH и FTTB составил 12%, тогда как технология ADSL продолжает терять позиции.
 
Не менее важным аналитики считают и рост проникновения устройств с ШПД, а также их разнообразие (multiscreen). Как отмечается в отчете, в России продолжается постепенное замещение настольных компьютеров портативными. По оценкам J'son & Partners Consulting, в 2015 году настольными ПК пользовались 53% российских семей, ноутбуками – 63%. Кроме того, исследователи констатируют снижение за последние три года средней розничной цены на смартфоны и планшеты, что способствовало увеличению их продаж.