Компании все быстрее сокращают затраты на рекламу в телеэфире, пишут "Ведмости" со ссылкой на источники. Во II квартале рынок ТВ-рекламы упал ниже, чем в начале года.

Собеседники "Ведомостей" говорят, что в июне рынок упал на 19% ниже, чем в аналогичный период в прошлом году. Это сильное падение даже учитывая высокую базу июня-июля 2018 года, когда телеканалы хорошо заработали на показе чемпионата мира по футболу. Также отмечается, что за последние шесть месяцев рынок сократился на 9-10%. Еще один осбеседник поясняет, что если не брать в расчет крупные мероприятия, такие как чемпионат по футболу, зимние Олимпийские игры в Южной Корее, предвыборную президентскую кампанию, то падение составляет 7%.

Представитель Национального рекламного альянса (НРА) наоборот отметил, что показатели II квартала вполне сопоставимы с результатами I квартала, однако конкретных цифр не привел. Официальные данные по рекламному рынку за полугодие Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) намерена опубликовать до конца августа. В I квартале рекламодатели сократили расходы на продвижение в эфире на 6% до 41,5–42 млрд рублей, сообщала ассоциация, тогда рынок ушел в минус впервые за четыре года.

В прошлом году телевидение потеряло статус самого доходного медиа в России – его обогнал интернет. Стагнация ТВ-рекламы началась прошлой осенью, поэтому каналы заранее оптимизировали расходы на 2019 год, однако падение рынка стало очень неприятным сюрпризом для телекомпаний. Основная причина – стагнация российской экономики, заметил вице-президент Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) Сергей Веселов. Рекламодатели перекладывают бюджеты из телевидения в продвижение на местах продаж и контекстную рекламу в интернете, предупреждал прошлой осенью бывший гендиректор НРА Сергей Васильев. В 2018 году Васильев покинул пост, поскольку руководство было недовольно прогнозами по выручке на 2019 год, которые представил гендиректор. Тогда его заменил Эдуард Райкин. В августе этого года стало известно, что новым руководителем НРА станет Алексей Толстоган, который ранее отвечал за продажу спонсорства и спецпроектов на каналах "Национальной медиа группы" (НМГ) и связанной с ней "СТС Медиа".

Также, помимо стагнации в экономике, на рынок ТВ-рекламы негативно действует снижение телесмотрения и, наоборот, увеличение популярности интернета, особенно у молодой аудитории. По данным Mediascope, в день в интернет заходит в среднем 75% жителей крупных городов России, телевизор же смотрит в среднем 70,4% горожан. Таким образом, по суточному охвату аудитории интернет в России уже обошел ТВ. Телеканалы продолжают собирать большую, чем интернет, месячную и недельную аудиторию, но и здесь разрыв уверенно сокращается. Молодые люди пользуются интернетом чаще, чем включают телевизор, и только зрители старше 45 лет продолжают смотреть телеэфиры на постоянной основе. В результате рекламные доходы интернет-компаний продолжают расти: выручка "Яндекса" по этой статье во II квартале выросла на 21% до 29,1 млрд рублей, выручка Mail.ru Group – на 22,5% до 8,4 млрд рублей.

Также собеседники "Ведомостей" в рекламных агентствах полагают, что телеканалы теряют деньги из-за увеличения расценок на ТВ-рекламу. Три года назад НРА объявил, что рынок телерекламы недооценен, поэтому ее цена будет подниматься ежегодно на 10%. В 2017 году альянс прогнозировал повышение цен на телерекламу на 15-20%. Тогда же сообщалось, что рост цен на рекламу в России в следующие годы может замедлиться.

"Ведомости" отмечают, что представители НМГ, "СТС медиа", "Первого канала" от комментариев отказались. С ВГТРК связаться не удалось.