Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подтвердила незаконность использования в рекламе мелкого шрифта, когда целью является скрыть от потребителей важную информацию. Такие разъяснения общественная организация по защите прав потребителей "Общественная потребительская инициатива" (ОПИ) получила от ведомства в ответ на свое обращение.

ФАС указала, что несмотря на отсутствие в законодательстве понятия "мелкий шрифт" и требований к размеру шрифта, которым должна сообщаться существенная информация, это не означает, что размер текста может быть любым, поскольку реклама должна быть добросовестной, достоверной и не может вводить потребителей в заблуждение.

В случае, когда существенные условия формально присутствовали в рекламе, но представлены в такой форме, что не могут быть восприняты потребителями, следует считать, что данные сведения не были доведены надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию.

Введение потребителя в заблуждение возможно как при использовании мелкого шрифта, так и с помощью неконтрастного текста или малого времени демонстрации оговорок с существенными условиями в рекламном ролике. По мнению ОПИ, статистика ежегодно рассматриваемых дел, связанных с использованием мелкого шрифта (около 1000 за последние 5 лет), свидетельствует, что у ряда компаний сложилось восприятие подобных уловок как узаконенного способа обмана потребителей.

ОПИ, в свою очередь, ведет рейтинг недобросовестности операторов мобильной связи, в основе которого лежит анализ нарушений, связанных с обманом потребителей, введением их в заблуждение, предоставлением неверных или неполных сведений об услугах и товарах. По состоянию на август 2017 года наибольшее количество нарушений выявлено у МТС (41), далее следует "МегаФон" (31) и "Билайн" ("ВымпелКом") (24). У Yota – четыре нарушения, у "Tele2 – одно. Публикация информации об уловках недобросовестных операторов уже позволила на 30% снизить число нарушений в данной области.

Напомним, ранее ОПИ предложила ФАС полностью запретить использование мелкого шрифта в рекламе. Активисты заявили, что намерены продвигать свою инициативу, направив также обращения в Госдуму и Роспотребнадзор.