Проект постановления правительства РФ "О внесении изменений в Положение о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации", вынесен на общественные обсуждения, ознакомиться с проектом можно на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Предлагаемые изменения связаны с исполнением так называемого закона "о суверенном Рунете", который 1 мая 2019 года подписал президент России Владимир Путин. Закон вступит в силу в ноябре 2019 года. Нормы о криптографической защите информации и об обязанности операторов связи использовать национальную систему адресации доменных имен начнут действовать с 1 января 2021 года.

Согласно проекту постановления, предполагается дополнить пункт 5.19 списка полномочий, которыми в настоящее время обладает Минкомсвязи РФ, следующими подпунктами, определяющими новые аспекты, где ведомство возьмет на себя регулирующую роль:

  • 5.19(13). требования к функционированию систем управления сетями связи при возникновении угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сети связи общего пользования;
  • 5.19(14). требования к обеспечению функционирования точек обмена трафиком;
  • 5.19(15). требования к обеспечению устойчивого функционирования средств связи, обеспечивающих взаимодействие со средствами связи других операторов связи, собственников или иных владельцев технологических сетей связи, в том числе находящихся за пределами территории Российской Федерации;
  • 5.19(16). требования к функционированию технических и программных средств (в том числе средств связи), используемых в целях выявления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сетевых адресов, соответствующих доменным именам;
  • 5.19(17). требования к сетям и средствам связи собственников или иных владельцев технологических сетей связи, имеющих номер автономной системы, для проведения органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач.

При этом в тексте документа указано, что реализация предусмотренных проектом, в случае его принятия, должна осуществляться в рамках установленной правительством РФ предельной численности работников центрального аппарата Минкомсвязи и бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Напомним, пакет поправок к законам "О связи" и "Об информации", условно известный как законопроект о "суверенном интернете", сенаторы Андрей Клишас и Людмила Бокова, а также депутат Андрей Луговой внесли в Госдуму 14 декабря 2018 года. Он предусматривает создание инфраструктуры, способной обеспечить работу российских интернет-ресурсов в случае отключения отечественного сегмента интернета от зарубежных серверов. В нем определяются трансграничные линии связи и точки обмена трафиком, а их владельцы, операторы связи, обязываются при возникновении угрозы обеспечить возможность централизованного управления трафиком. Кроме того, предлагается установить на сетях связи "технические средства, определяющие источник передаваемого трафика". 12 февраля 2019 года Госдума приняла законопроект в первом чтении.

11 апреля Госдума приняла законопроект во втором чтении. Ко второму чтению в текст было внесено 27 поправок, большая часть из которых уточняет полномочия государственных органов.

В приятной версии документа четко прописано, что оборудование для реализации закона должны устанавливать только операторы связи. Установка будет бесплатной, и ей займется Роскомнадзор. Из-под действия будущего закона выведены технологические сети компаний и организаций, не подключенные к интернету.

С операторов связи снимается ответственность за проблемы из-за внедрения нового оборудования. Претензии клиентов они могут перенаправлять Роскомнадзору. Также операторы освобождены от обязанности ограничивать доступ к сайтам с запрещенной информацией, если они установили оборудование для противодействия угрозам.

Законопроект наделяет функциями регулятора правительство, которое займется вопросами установки, эксплуатации и модернизации "технических средств противодействия угрозам" на сетях операторов связи. Оно возьмет на себя ответственность за определение моделей угроз и "критических ситуаций" (пока эти определения не прописаны). Утверждать требования к обеспечению функционирования точек обмена трафиком будут Минкомсвязь и ФСБ, а не Роскомнадзор, как планировалось изначально, однако управлять сетью в "критических" ситуациях станет подведомственный регулятору центр мониторинга, который планируется создать к концу 2019 года.

Использовать российскую криптографию, согласно новой редакции, должны только государственные органы и информационные системы. От этой обязанности освобождены организаторы распространения информации.

Пункт о создании национальной системы доменных имен, вопреки прогнозам, в законопроекте сохранился. Этим займется Роскомнадзор. Кроме того, он определит группу доменных имен, которая составит российскую национальную доменную зону, и с 2021 года операторов связи обяжут пользоваться исключительно ей. Наконец, отдельным пунктом внесено требование о блокировке сайтов, нарушающих правила работы с персональными данными.