Рынок платного ТВ – один из самых динамичных

01.02.2012 00:00

Аналитическая компания J’son&Partners Consulting представила обзор итогов 2011 года и прогноз по рынку платного телевидения в России.

На конец 2011 года, количество абонентов платного телевидения в стране составляло 24 млн домохозяйств, что на 9% больше, чем по итогам предыдущего года. Проникновение этой услуги оценивается в 45% в среднем по России, причем в крупных городах этот показатель составил 69%.

В 2011 году аналоговое кабельное телевидение сохранило лидирующие позиции в структуре рынка платного ТВ: на него приходится 56% абонентов, в то время как на спутниковое — 30%, на цифровое кабельное — 10%, на IPTV — 5%.

Аналитики также представили прогноз развития рынка на пять лет. По их расчетам, абонентская база платного телевидения в 2012 году вырастет до 26 млн домохозяйств, в 2013 г. — до 28 млн, в 2014 г. — до 30 млн, в 2015 г. — до 32 млн, и к концу 2016 г. составит 34 млн домохозяйств.

Средний показатель проникновения услуг платного телевидения в 2012 году составит 49%, в 2013 г.- 52%, в 2014 г.- 56%, в 2015 г.- 60%, к 2016 году достигнув 63% в среднем по стране. При этом в крупных городах услугами платного телевидения через пять лет будут пользоваться 90% населения.

Структура рынка тоже должна измениться: по прогнозам, в 2016 году лидером станет цифровое кабельное телевидение (32% абонентской базы), на аналоговое кабельное ТВ будет приходиться 27%, на IP-телевидение — 12%, на спутниковое — 29%.

По словам управляющего директора J’son&Partners Consulting Михаила Шеховцова, российский рынок платного телевидения — один из самых активно развивающихся рынков в экономике страны. Кроме того, уже сейчас это один из крупнейших рынков платного ТВ в мире. Так, по количеству подключенных домохозяйств Россия уже опережает Германию (23 млн) и Великобританию (15 млн). При этом, даже через пять лет российский рынок будет далеко отставать от США с их абонентской базой в 102 млн домохозяйств.

В ближайшие пять лет россияне станут больше смотреть неэфирные телеканалы. Так, если в 2011 году доля просмотров каналов платного ТВ составляла 16% от общего просмотра, то в 2016 году на неэфирное телевидение будет приходиться 32%. Прогнозируемый рост аналитики связывают как с техническим проникновением платного телевидения, так и с ростом качества и популярности неэфирных телеканалов.

По финансовым показателям, объем рынка платного телевидения к 2016 году вырастет до 880 млн долларов (с 321 млн в 2011 г.). Рост будет обеспечиваться доходами от подписки (250 млн долларов в 2011 г., прогнозируется 320 млн долларов в 2016 г.), но прежде всего — доходами от рекламы (71 млн долларов в 2011 г., прогнозируется 560 млн долларов в 2016 г.).