30 января состоялось заседание членов правления АКТР, на котором представители индустрии обсудили вопросы переноса воздушных линий связи под землю, последствия смягчения запрета рекламы на неэфирных канала и проблемы, связанные с необходимостью приема сигнала эфирных каналов у РТРС.
 
Заседание открылось традиционным вступительным словом ее президента - Юрия Припачкина, в котором тот обозначил основные проблемы отрасли и рассказал о повестке дня. Затем поприветствовали нового члена правления Ассоциации кабельного телевидения России — Виталия Стыцько, заместителя генерального директора РТРС, после чего перешли непосредственно к обсуждениям.
 
И первым вопросом для дискуссии стал перенос воздушных линий связи под землю. Поскольку с этой проблемой уже неоднократно сталкивались регионы, решено было учесть их опыт, и в целом действовать согласно букве закона, а именно, обращаться в прокуратуру и суд в случае незаконного демонтажа кабелей связи со столичных крыш. К слову, "ЭР-Телеком", столкнувшийся с такой проблемой в Татарстане, инициировал 28 судебных дел и с их помощью получил совокупную компенсацию в размере около 200 млн рублей.
 
Также присутствовавшие акцентировали внимание на том, что мэру Москвы Сергею Собянину, похоже, особо не разъяснили — с какими проблемами и затратами столкнутся операторы связи ввиду необходимости "перекладывать" свои сети в кабельные канализации. А это и финансовые затраты, и необходимость договариваться с монополистами рынка кабельной канализации, которые и без того предлагают зачастую завышенные тарифы на право прокладки кабеля под землей, и отсутствие четких правил переноса ВЛС, и слишком малые сроки, закладываемые на процесс переноса "воздушки".
 
Письма АКТР на имя мэра немного смягчили ситуацию, но в глобальном плане оказались малодейственными — уже объявлен тендер на демонтаж линий связи на определенных улицах Москвы.
 
Главный юрисконсульт АКТР Елена Гультяева к вышеперечисленным аргументам добавила, что федеральное законодательство превалирует на местным, а только федеральные власти имеют полномочие регулировать вопрос строительства и эксплуатации сетей связи.
 
Обсуждение вопроса "воздушки" завершили намерением отправить еще официальное письмо от АКТР на имя мэра Москвы с изложением позиции, которую намерены занять по отношению к проблеме операторы связи.
 
Далее перешли к теме РТРС. Виталий Стыцько отчитался о том, что на строительство второго мультиплекса из государственного бюджета оператором не было взято ни копейки — вся инфраструктура создается на заемные деньги. В дальнейшем эти расходы будут компенсироваться деньгами телеканалов, входящих в состав пакета РТРС-2.
 
Но на чьи деньги строится инфраструктура второго мультиплекса собравшихся интересовала меньше, чем вопрос необходимости присоединения сетей операторов к РТРС с целью приема сигнала эфирных каналов. АКТР еще в прошлом году писало письмо в Минкомсвязи, в котором тщательно разъясняла — почему этого не стоит делать. В этом году АКТР отправляла письмо со схожими доводами, но уже на имя главы комитета по информационной политике Леонида Левина. Пока комитет не предоставил свой ответ на него ассоциации.
 
На заседании правления вице-президент АКТР Михаил Силин в очередной раз привел доводы ассоциации по отношению к поправкам к закону "О связи". Если кратко — законопроект выглядит как собрание противоречий (подробнее с доводами АКТР можно ознакомиться тут).
 
Надо сказать, что не все члены правления согласились с Силиным, разгорелся спор — каким образом необходимо принимать сигнал. 
 
Оживленную дискуссию нарушил замминистра связи Алексей Волин, к тому моменту подъехавший на заседание. По его словам, Минкомсвязи видит преимущество присоединения к сети РТРС в том, что это позволит остальным кабельщикам иметь в лице РТРС единого партнера, и избегать тяжелых переговоров и жестких требований от эфирных телеканалов. При этом замминистра подчеркнул, что никто не требует от операторов устанавливать дополнительное оборудование, ставить столбы и прочее, поскольку в законе прописано, что присоединяться с сети РТРС необходимо исходя из технической возможности оператора.
 
На это Михаил Силин парировал, что выдача заключения о технической возможности входит в компетенцию РТРС. И в этом-то АКТР видит основную загвоздку.
 
Ознакомившись со всеми остальными доводами Алексей Волин предложил ассоциации в течение недели составить поправки к законопроекту, причем консолидированные. Также он рекомендовал сконцентрироваться на главном, не распыляясь на мелочи, которые отвлекут и запутают законодателей.
 
В ходе дальнейшего обсуждения темы замминистра сообщил, что первое обсуждение Госдумой законопроекта состоится уже в марте этого года.
 
Добавим, что пока непонятным остается вопрос с судьбой региональных каналов, обязательность вещания части из которых прописана в тех же поправках Минкомсвязи к законам "О связи" и "О СМИ". Ведомство предлагало включить в перечень обязательных общедоступных каналов каналы первого и второго мультиплекса, а также два региональных эфирных канала и один муниципальный эфирный канал.
 
Однако, на выставке CSTB’2015 представитель Минкомсвязи Екатерина Ларина обмолвилась, что в связи со смягчением запрета на рекламу на неэфирных каналах, законопроект ведомства, очевидно, будет пересмотрен, и ко второму чтению в списке обязательных общедоступных могут остаться только каналы первого и второго мультиплекса.
 
"Кабельщик" отправил по этому поводу отдельный запрос в министерство и спросил — означает ли это, что региональные каналы не попадут в список must-carry? На что Алексей Волин ответил, что "законопроект внесен в Госдуму. Министерство работает с той версией, которую внесло в думу. Решение примут законодатели". Меж тем, по информации "Кабельщика", законопроект в части региональных каналов все же может быть доработан.