Вклад Рунета в экономику России составил 6,4 трлн рублей в 2019 году

17.04.2020 15:25

Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) представила данные по исследованию экономики российского сегмента интернета в 2019-2020 годах, презентация информации состоялась в рамках онлайн-форума "РИФ.Онлайн", ознакомиться с полным текстом исследования можно по ссылке.

Директор РАЭК Сергей Плуготаренко рассказал о главных выводах исследования: "Вклад экономики Рунета в экономику России в 2019 году составил 6,4 трлн рублей. При этом вклад основных сегментов составил 4,7 трлн рублей, показав прирост на 19% относительно 2018 года. Рассмотрим вклад отдельных хабов: маркетинг и реклама — 314 млрд рублей; инфраструктура — 126,8 млрд рублей; электронная коммерция — 4172,8 млрд рублей; медиа и развлечения — 85,7 млрд рублей. Непосредственный вклад мобильной экономики мы оцениваем в 1,7 трлн рублей".

По прогнозам ассоциации в 2020 году наиболее вероятны два сценария развития Рунета: негативный (рост 6-10%) или кризисного (рост менее 6%). Среди негативных факторов названы пандемия коронавируса, падение курса рубля, глобальное переформатирование экономики и общественных отношений, а также политика.

В вопросе аудитории Рунета РАЭК ориентируется на данные Mrdiascope. Размер аудитории, пользующейся интернетом не менее раза в месяц, 96,7 млн человек (79% населения страны), прирост по сравнению с 2018 годом - 4,2%. При этом 90% пользователей заходят в интернет каждый день. Аудитория мобильного интернета - 86,2 млн человек (70,5% населения), из них эксклюзивная аудитория 34 млн человек. При этом мобильный телефон является основным источником интернет-трафика, десктоп продолжает терять аудиторию.

Общая численность ИКТ-кадров в России в 2019 году составила 1,8 млн человек, по данным АПКиТ, из которых 0,95 млн заняты в ИТ-сфере в организациях различных отраслей экономики и в госучреждениях; 0,5 млн – заняты в ИТ-отрасли; 0,35 млн – заняты в сфере телекоммуникаций.

Доля ИКТ-кадров среди экономически активного населения России составляет 2,4%. Аналогичный показатель в среднем по Европе составляет 3,9%, в Финляндии - 7%, в Великобритании - 5%, в Норвегии - 4,5%, в Чехии, Франции, Германии - 4%, в Польше - 3%.

470 тысяч человек составляет в настоящее время общее число рабочих мест в России, связанных с сектором разработки мобильных технологий. Данные получены по результатам исследования влияния мобильных технологий на занятость в России, которое РАЭК провела совместно с НИУ ВШЭ при поддержке Google.

По числу рабочих мест Россия занимает 3 место в мире, уступая только США (1729 тысяч человек) и Японии (579 тысяч человек).

По прогнозам, около 1,1 млн человек составит число рабочих мест, связанных с разработкой мобильных технологий к 2022 году в связи с предполагаемым расширением спроса на мобильные решения со стороны бизнеса и населения. Среднегодовые темпы роста оцениваются в 24%"

Также в исследовании РАЭК представлены прогнозы развития различных сегментов бизнеса в Рунете в двух вариантах: без учета ситуации вокруг пандемии коронавируса, а также с учетом этих событий. Выделены ожидаемые негативные тенденции и возможные факторы поддержки.

В сфере маркетинга и рекламы представлены следующие данные:

  • Сценарий "до событий марта 2020": +18% по итогам 2020 года; 370 млрд рублей - прогнозируемый объем;
  • Сценарий "с учетом событий марта-апреля 2020": +10% по итогам 2020 года; 346 млрд рублей - прогнозируемый объем.

Ожидаемые негативные тенденции:

  • отказ от рекламных размещений либо перенос рекламных кампаний на более поздние сроки;
  • отказ от экспериментов с рекламными форматами, переориентация бюджетов на более дешевый инвентарь;
  • наиболее сильное падение ожидается на рынке медийной рекламы.

Факторы поддержки:

  • повышение доступности рекламных кампаний за счет дешевого инвентаря;
  • востребованность контекстной рекламы и других Performance-форматов;
  • перенос рекламных кампаний из офлайна в онлайн;
  • рост рекламной активности со стороны наименее затронутых кризисом игроков (онлайн-обучение, фуд-ритейл и доставка готовой еды, сервисы с развлекательным контентом).

В сфере инфраструктуры прогноз такой:

  • Сценарий "до событий марта 2020": +21% по итогам 2020 года, 153 млрд рублей - прогнозируемый объем;
  • Сценарий "с учетом событий марта-апреля 2020": +8% по итогам 2020 года; 137 млрд рублей - прогнозируемый объем.

Ожидаемые негативные тенденции:

  • сворачивание долгосрочных проектов по развитию инфраструктуры;
  • снижение доходов регистраторов доменов из-за невозможности клиентов оплачивать их услуги;
  • дополнительные издержки в связи с реализацией регуляторных требований.

Факторы поддержки:

  • рост спроса на облачные технологии в связи с массовым переходом на удаленную работу;
  • необходимость выполнения положений законодательства в части локализации хранения данных.

В сфере цифрового контента ожидания следующие:

  • Сценарий "до событий марта 2020": +14% по итогам 2020 года; 98 млрд рублей - прогнозируемый объем;
  • Сценарий "с учетом событий марта-апреля 2020": +8 по итогам 2020 года; 93 млрд рублей - прогнозируемый объем.

Ожидаемые негативные тенденции:

  • падение доходов от размещения рекламы;
  • снижение платящей доли аудитории.

Факторы поддержки:

  • рост потребления контента;
  • повышение вовлеченности аудитории;
  • потоковые сервисы с оплатой подписки;
  • рост игрового сегмента, в том числе за счет привлечения новых пользователей.