Обзор показателей телепросмотра в 2019 году

Мы продолжаем традицию ежегодного обзора трендов телевизионной аудитории и новостей в мире телеизмерений. ТВ остается лидером среди всех медиа по накопленному охвату за месяц: в ноябре 2019 года хотя бы один раз свои телевизоры включали практически все жители городов с населением от 100 тысяч человек (97%). Не менее одного раза в неделю его смотрели 88% населения, а в ежедневном режиме - 68%. По времени потребления телевидение остается медиа номер один: в ноябре 2019 года жители крупных российских городов смотрели телевизор дома и на дачах в среднем 3 часа 57 минут в день.

Дача, город, вся страна: сколько смотрели ТВ жители "большой" и "малой" России?

Хотя телевидение является крупнейшим средством массовой информации по времени потребления, мы традиционно наблюдаем сезонное снижение этого показателя. Время просмотра начинает сокращаться ранней весной и достигает своего минимума в конце лета, в разгар отпусков и дачного сезона. Эта тенденция сохранилась и в 2019 году, но прошедшим летом снижение отчасти компенсировалось добавлением в исследование измерения дачного телепросмотра. В нем принимают участие жители российских городов с населением более 100 тысяч человек, у которых есть дача или загородный дом с хотя бы одним работающим телевизором. Измерение телепросмотра на дачах Mediascope запустила летом 2018 года, а с августа 2019-го эти данные вошли в коммерческую поставку и стали официальной валютой на телевизионном рынке. Это еще один шаг компании к учету всего многообразия телепросмотра.

В пик летнего сезона (август 2019 года) просмотр ТВ на дачах прибавляет к домашнему телепросмотру 16% аудитории, и даже зимой, когда дачи россияне посещают значительно реже, телепросмотр за городом остается выше нуля. В феврале дачная телевизионная аудитория прибавляет 3% к домашней.

Mediascope, TV Index, Россия 100+, аудитория 4+, 05:00-29:00, рейтинг ТВ в сутки (% от населения)


Объемы телепросмотра сильно зависят от возраста зрителей. Если люди старше 55 лет в ноябре 2019 года тратили на домашний просмотр более 6 часов в день, то подростки и молодежь в возрасте 12-24 лет, ориентированные на новые форматы контента и другие способы его потребления, проводили у телевизора 1 час 20 минут ежедневно. Эти данные характеризуют "большую" Россию, в малых городах и селах дело обстоит несколько иначе. Здесь "классическое" ТВ смотрят больше по сравнению с крупными городами, что сильнее всего отражается именно на длительности просмотра молодой аудиторией.

Mediascope, TV Index, Россия 0+, Россия 100 000+, домашний телепросмотр, ноябрь 2019, время просмотра среди населения в сутки (чч:мм)

Спрос зрителей не меняется

По-прежнему порядка 60% всего времени телепросмотра население тратит на сериалы, развлекательные программы и кинофильмы. Это распределение остается стабильным на протяжении многих лет, но бывают исключения (периоды проведения мероприятий мирового уровня, таких как Олимпийские игры или чемпионаты мира, а также насыщенного новостного фона).

Спрос на жанры профессионального контента также зависит от возраста аудитории. Так, самые юные жители страны тратят на просмотр детских программ, мультипликационных сериалов и фильмов 45% всего времени, проведенного у телевизора. Среди молодежной аудитории наиболее востребованы развлекательные передачи и кинофильмы. С увеличением возраста зрителей растет спрос на сериалы, новости и социально-политические программы.

Mediascope, TV Index, Россия 100+, полные сутки, 01.01.2019 - 08.12.2019, % вещания программ жанра от общего времени вещания и % времени просмотра жанра от общего времени просмотра

Жанровые предпочтения населения отражаются на рейтингах программ. Например, практически весь топ среди детей и подростков состоит из анимационных и детских передач. В топе по молодежной группе преобладают кинопоказы и юмористические ситкомы. Наибольшую аудиторию среди населения среднего возраста в ушедшем году набирали кинофильмы и спортивные трансляции, а в топ по самой старшей аудитории попало наибольшее количество новостных передач. При этом во всех возрастных категориях традиционно в топ-10 программ за год попала трансляция военного парада, посвященного годовщине Победы в Великой Отечественной войне, и во всех возрастных группах, за исключением самой младшей, - премьерный показ фильма "Т-34", который вышел на телеэкранах 9 мая.

В топ программ за год, как правило, попадают новогодние передачи. В таблицах представлены предварительные данные за 2019 год - до 8 декабря, поэтому итоговый топ передач за год может несколько измениться.

Mediascope, TV Index, Россия 100+, аудитория 4+, полные сутки, 01.01.2019 - 08.12.2019

Mediascope, TV Index, Россия 100+, аудитория 4-17, полные сутки, 01.01.2019 - 08.12.2019

Mediascope, TV Index, Россия 100+, аудитория 18-34, полные сутки, 01.01.2019 - 08.12.2019

Mediascope, TV Index, Россия 100+, аудитория 35-54, полные сутки, 01.01.2019 - 08.12.2019

Mediascope, TV Index, Россия 100+, аудитория 55+, полные сутки, 01.01.2019 - 08.12.2019

На контентные предпочтения зрителей также влияет тип экрана. На ноутбуках и компьютерах основная часть просмотра приходится на развлекательные форматы и сериалы. На смартфонах и планшетах больше, чем на других экранах, смотрят реалити-шоу и сериалы, преимущественно получасового формата.

Mediascope, TV Index, Big TV Rating, Россия 100+, население 12+, Mobile Census Rating, Россия 0+, население 0+, 01.09.2019 - 10.11.2019, Consolidated 7 days, %atv, данные по 19 каналам (2х2, Домашний, Звезда, Матч ТВ, НТВ, Первый канал, Пятница, Пятый канал, Рен ТВ, Россия 1, Россия 24, Россия К, СТС, СТС Love, Супер, ТВ-3, ТНТ, ТНТ4, Че)

"Тематику" теперь больше смотрит и возрастная аудитория

Совокупная доля аудитории тематических каналов продолжает расти: за период с января по ноябрь 2019 года она составила 16,9% в аудитории 4+ (только домашний просмотр). Среди зрителей моложе 44 лет, которые меньше смотрят ТВ, но больше ориентированы на тематический контент, доля "тематики" стабильно растет уже на протяжении последних нескольких лет, а вот среди людей более старшего возраста она резко возросла лишь в 2019-м. Так, общая доля тематических каналов среди зрителей в возрасте старше 45 лет за год увеличилась с 11,7% до 13,8%, что может быть связано с особенностями процесса фрагментации в разных возрастных аудиториях.

Mediascope TV Index Plus, Россия 100+, только домашний просмотр, январь-ноябрь каждого года, полные сутки, доля аудитории (%). Измеряемое тематическое ТВ без учета каналов мультиплекса + Discovery channel, Дом кино, Мульт, Ru.TV

Увеличение числа каналов и способов просмотра телевизионного контента приводит к усиленной конкуренции между каналами и фрагментации зрительского внимания. Общий объем телепросмотра не увеличивается, а телезрители тратят меньше времени на каждый канал, чем пять или десять лет назад. Молодежь уже давно значительно сократила и продолжает сокращать просмотр "большой тройки" (Первый канал, Россия 1, НТВ). Среди старшего поколения доля этих каналов в большей степени перераспределялась между собой, при этом их общая аудитория с 2016 года оставалась стабильной. Ситуация изменилась в 2019-м, когда впервые за эти годы среди зрителей категории 45+ произошло перераспределение аудитории "большой тройки" в пользу других каналов, в том числе нишевых.

Mediascope, TV Index, TV Index Plus, Россия 100+, только домашний просмотр, январь-ноябрь каждого года, полные сутки, доля аудитории (%). Первая тройка - Россия 1, Первый канал, НТВ; другие каналы мультиплекса - Матч ТВ/Россия 2, Пятый канал, Россия 24, Россия К, Карусель, ОТР, ТВ Центр, Рен ТВ, Спас, СТС, Домашний, ТВ-3, Пятница, Звезда, Мир, ТНТ и Муз ТВ, другие крупные сети - 2х2, Канал Disney, СТС Love, ТНТ 4, Че, Ю, Супер, Евроновости


С точки зрения жанровых предпочтений зрителей в тематическом ТВ, как и на федеральных каналах, наблюдается относительная стабильность, за исключением сокращения доли аудитории новостных каналов в последние четыре года. Половину всего времени просмотра тематического ТВ зрители тратят на каналы, которые показывают кино и сериалы. Далее следуют детские и познавательные каналы. На четвертом месте по доле аудитории среди всего тематического ТВ - развлекательные каналы, а замыкают топ наиболее популярных жанров каналы, посвященные хобби и увлечениям, спорту и музыке.

Mediascope TV Index Plus, Россия 100+, только домашний просмотр, население 4+, январь-ноябрь каждого года, полные сутки, доля аудитории (%). Измеряемое тематическое ТВ без учета каналов мультиплекса + Discovery channel, Дом кино, Мульт, Ru.TV


Мы работаем из дома!

Слово "удалёнка" вошло в нашу жизнь и вряд ли скоро уйдет из нее, особенно после выступления президента. Мы опросили участников рынка - операторов, вещателей и примкнувших - об их впечатлениях, ноу-хау, проблемах и радостях работы из дома. Лонгрид.

Противоречия в нормативных актах, регулирующих телевещание и услуги связи

Действующее законодательство изобилует нестыковками, которые немало усложняют жизнь участникам отрасли. Юрист Алексей Малышев анализирует и систематизирует наиболее значимые из них, хотя и не питает иллюзий по части перспектив изменения ситуации.