Интернет-провайдеры, социальные сети, торренты могут получить возможность избежать ответственности за размещение пиратских материалов на их площадках при определенных условиях, соответствующий документ подготовлен научно-консультативным советом (НКС) при Суде по интеллектуальным правам, сообщает газета "Известия".
 
НКС подготовил справку об ответственности так называемых информационных посредников. В дальнейшем ее должен утвердить президиум Суда по интеллектуальным правам. Справки не носят обязательного характера, однако формируют судебную практику: если у судьи возникает спорный вопрос и по этой теме выпущена справка, он может руководствоваться ею.
 
Определение понятия информационного посредника дано в Гражданском кодексе РФ: "Лицо, осуществляющее передачу материала... в сети интернет, лицо, предоставляющее возможность размещения материала или информации, необходимой для его получения с использованием информационно-телекоммуникационной сети, лицо, предоставляющее возможность доступа к материалу в этой сети".
 
В ГК также даны условия, при которых информационный посредник не должен отвечать за размещенный пользователем контрафактный материал: если администрация сайта не знала и не должна была знать, что материал контрафактный, а после получения письменного заявления правообладателя о нарушении, с указанием точного адреса в Сети, где размещен материал, посредник "своевременно принял необходимые и достаточные меры для прекращения нарушения интеллектуальных прав".
 
В справке НКС даны три критерия, при соблюдении которых интернет-ресурс можно приравнять к информационному посреднику и освободить его от ответственности.
 
Во-первых, сайт не должен получать прибыль от размещенного на нем пиратского файла. При этом, как пояснил начальник юридического отдела Координационного центра национального домена сети интернет, член НКС Сергей Копылов, имеется в виду лишь прямая прибыль от продажи контента. В случае косвенного заработка - например, от показа рекламы на странице с пиратским материалом - сайт можно считать информационным посредником.
 
Во-вторых, надо установить, кто разместил контрафактную информацию на сайте. В случае информационного посредника это делают пользователи, а не сама администрация данного ресурса.
 
В-третьих, судьям рекомендуют оценить, модерирует ли администрация сайта загруженный пользователями контент перед его публикацией, и не будет ли такая модерация, в случае ее введения, связана с чрезмерными затратами.