Минкомсвязь начала процедуру публичного обсуждения еще двух нормативных актов в рамках принятого закона о "суверенном Рунете". Ознакомиться с текстом предлагаемых документов можно на "Федеральном портале проектов нормативных правовых актов": соответственно, здесь и здесь.

Первый из них содержит перечень требований к функционированию систем управления сетями связи при возникновении угроз целостности, устойчивости и безопасности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сети связи общего пользования.

Согласно документу, "система управления сетью связи оператора связи создается операторами связи и включает в себя, в том числе дежурно-диспетчерские службы. Контакты ответственных лиц дежурной смены дежурно-диспетчерских служб передаются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять централизованное управление сетью связи при возникновении угроз целостности, устойчивости и безопасности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сети связи общего пользования".

При этом, оператор связи, который оказывает услуги связи на территории одного или нескольких субъектов РФ, обязан организовать круглосуточную дежурную смену, а кроме того, обеспечить резервирование управления оборудованием, входящим в состав магистральной сети связи.

Оператор связи, который оказывает услуги связи на территории двух и более муниципальных образований в пределах территории одного субъекта Российской Федерации, и количество абонентов которого составляет от 500 до 2 тысяч, обязан организовать дежурную смену, функционирующую в режиме 8 часов в день 5 дней в неделю.

Кроме того, согласно проекту, "оператор связи реализует организационные и технические меры, направленные на исключение несанкционированного доступа к программно-аппаратным средствам системы управления и к информации управления сетью связи, а также меры, направленные на обеспечение ее устойчивого функционирования в условиях угроз целостности, устойчивости и безопасности функционирования сети связи оператора связи".

Информация, содержащаяся в системе управления сети связи оператора связи, должна храниться не менее трех лет.

Данные требования не распространяются на операторов связи, которые оказывают услуги связи на территории одного муниципального образования и количество абонентов которых не превышает 500.

Второй предложенный для общественного обсуждения акт предполагает наделение Государственного радиочастотного центра (ГРЧЦ) полномочиями для участия в оценке выполнения операторами связи обязанностей, предусмотренных законом о "суверенном Рунете". Всего акт содержит 18 подлежащих оценке аспектов работы операторов связи. Среди них и выполнение операторами связи требований к функционированию систем управления сетями связи при возникновении угроз целостности, устойчивости и безопасности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сети связи общего пользования.

Публичное обсуждение обоих документов продлится до 18 июня 2019 года.

По данным "Телеком-ревью", закон о "суверенном Рунете" требует принятия в общей сложности 41 подзаконного нормативного акта, из которых 8 от Минкомсвязи, 12 - от правительства РФ, 21 - от Роскомнадзора. При этом, по состоянию на 29 мая 2019 года, принято 2 акта, опубликовано для обсуждения - 9 проектов. Еще по 30 актам нет опубликованных проектов.

    

                                          Графики "Телеком-ревью"

 

Напомним, в конце прошлой недели Минкомсвязь уже выдвинула на публичное обсуждение два документа, связанных с законом о "суверенном Рунете", в одном из них выявлены три угрозы: целостности, устойчивости и безопасности Рунета, во втором дается определение учений и регламентируется порядок их проведения. Публичное обсуждение двух этих документов продлится до 13 июля 2019 года.

Также на прошлой неделе Минкомсвязь выдвинула на публичное осуждение проект, расширяющий полномочия ведомства, также в связи с исполнением закона о "суверенном Рунете". Обсуждение этого документа продлится до 6 июня 2019 года.

Пакет поправок к законам "О связи" и "Об информации", условно известный как законопроект о "суверенном интернете", сенаторы Андрей Клишас и Людмила Бокова, а также депутат Андрей Луговой внесли в Госдуму 14 декабря 2018 года. Он предусматривает создание инфраструктуры, способной обеспечить работу российских интернет-ресурсов в случае отключения отечественного сегмента интернета от зарубежных серверов. В нем определяются трансграничные линии связи и точки обмена трафиком, а их владельцы, операторы связи, обязываются при возникновении угрозы обеспечить возможность централизованного управления трафиком. Кроме того, предлагается установить на сетях связи "технические средства, определяющие источник передаваемого трафика". 12 февраля 2019 года Госдума приняла законопроект в первом чтении.

11 апреля законопроект прошел второе чтение. К этому моменту в текст было внесено 27 поправок, большая часть из которых уточняет полномочия государственных органов.

Президент России Владимир Путин подписал документ 1 мая. Закон вступит в силу в ноябре 2019 года. Нормы о криптографической защите информации и об обязанности операторов связи использовать национальную систему адресации доменных имен начнут действовать с 1 января 2021 года.

 

Уходящая аналоговая натура

Итак, 21 регион последней волны перехода на цифровое вещание отключен от аналога. Эксперт Национальной ассоциации телерадиовещателей Роман Климас решил зафиксировать, какие атрибуты уходят в историю вместе с ним.

О правовом статусе распространения телеканала в интернете. Анализ юриста

Как быть телеканалам, вещающим в Сети? Нужно ли получать на интернет-распространение отдельную лицензию? Окончательно эти вопросы до сих пор в законодательстве не урегулированы. Адвокат Александр Титов разбирается в ситуации.