На итоговом заседании коллегии Роскомнадзора Александр Панков, заместитель руководителя регулятора, отметил, что в соответствии с поручением Совета безопасности РФ в национальную программу "Цифровая экономика" включены мероприятия, направленные на создание Центра мониторинга и управления сетью связи общего пользования, сообщает Comnews.

По словам Александра Панкова, для информационной поддержки автоматизации выполнения задач Центра запланировано создать комплекс информационных систем. "Комплекс будет интегрировать данные от автоматизированных систем, которые уже имеются в распоряжении Роскомнадзора. Кроме того, заканчивается работа по формированию технических заданий на проектирование новых информационных систем, создание которых начнется в 2019 году", - рассказал Панков.

Кроме того, Панков напомнил, что Роскомнадзор наделен полномочиями по организации и функционированию Центра в феврале 2019 года постановлением правительства, и сообщил следующее: "Соисполнителем по созданию информационных системных комплексов, необходимых для его функционирования, определена компания "Ростелеком". Создаваться Центр будет в структуре предприятия, на базе Главного радиочастотного центра. Основные задачи Центра - это аккумулирование актуальных данных о составе системы связи общего пользования, сбор и поддержание в актуальном состоянии массива данных, адресной информации и координация мер, проводимых операторами связи по устранению угроз нарушения целостности, устойчивости и безопасности сети связи общего пользования и сети интернет".

Уточняется, что соисполнителем "Ростелеком" является согласно паспорту нацпрограммы "Цифровая экономика РФ". Другой источник в отрасли, по данным Comnews, подчеркнул, что Центр мониторинга явно прописан в законе "О суверенном Рунете". При этом источник заметил: "Для того чтобы "Ростелеком" де-юре был назначен соисполнителем, нужно как минимум дождаться утверждения закона и его вступления в силу". Напомним, закон был принят в третьем чтении 16 апреля 2019 года. Большинство его положений должны вступить в силу 1 ноября 2019 года.

Другой источник, по данным Comnews, акцентировал внимание на том, что привлечение одного из игроков конкурентного рынка к регулированию других игроков этого же рынка вызывает вопросы и должно быть оценено с точки зрения антимонопольного законодательства.

В пресс-службе Роскомнадзора, говоря о Центре мониторинга, пояснили: "Функции Центра будут определены исходя из его основных задач. Основными задачами Центра станут: формирование базы знаний о топологии сетей связи общего пользования и о маршрутно-адресной информации; мониторинг сети связи общего пользования Российской Федерации; мониторинг и контроль маршрутно-адресной информации российского сегмента сети интернет; обеспечение информационной безопасности единой сети электросвязи Российской Федерации и российского сегмента сети интернет". Также было заявлено, что в настоящий момент разрабатывается перечень функций Центра, а о сроках объявления конкурсов на разработку новых информационных систем говорить пока рано, они будут объявляться по мере формирования техзаданий.

Comnews уточняет, что Минкомсвязи было поручено к 1 мая 2019 года представить проект федерального закона и нормативных актов, необходимых для выполнения функций Центра мониторинга. В пресс-службе ведомства сообщили, что работа над законопроектом и НПА (нормативно-правовыми актами) идет в соответствии с планами: "До 1 мая мы ее закончим. Но сколько времени займет согласование документов, зависит не только от нас".

Александр Панков отметил, что после создания Центра мониторинга у Роскомнадзора появится инструмент для систематического наблюдения проводных систем связи. "То, чего до сегодняшнего дня мы лишены. Это, в свою очередь, необходимая ступень для перехода от контроля исключительно технологических показателей к контролю в том числе качественных показателей оказания услуг на сетях", - сказал он.

Идея создания центра мониторинга получила неоднозначную оценку со стороны участников отрасли. Алексей Леонтьев, исполнительный директор Объединения альтернативных операторов связи (ОАОС), сказал в связи с этим следующее: "Его создание, как и создание данного законопроекта прежде всего необходимо представителям власти, искренне верующим в то, что Россия в кольце врагов и они ждут удобного случая нанести ей вред. Важно отметить один нюанс - в первой редакции законопроекта Роскомнадзор наделялся полномочиями прописывать операторам правила маршрутизации и вмешиваться (корректировать) в маршрутизацию операторов связи, а программные средства для централизованного управления сети интернет на территории РФ должны были работать постоянно, постоянно как-то вмешиваться в работу сетей связи операторов связи - отсюда и было уточнение, что тем, кто их установил, не надо осуществлять блокировку запрещенных сайтов. Но во второй редакции законопроекта, которая и стала финальным документом, принятым Госдумой, описанных полномочий Роскомнадзора по вмешательству в маршрутизацию нет - в том числе и силами операторов, писавших обращения, что это серьезный удар по бизнесу. Также функционал средств для централизованного управления сетью интернет ужался до их работы непосредственно в случаях централизованного управления сетью - что видно и по изменению описанного выше уточнения про блокировку сайтов: к нему прибавились дополнения, что блокировку осуществлять не надо в период централизованного управления сетью. Логично предположить, что и Центр мониторинга теперь нужен только для централизованного управления, в остальное время он будет рисовать картинки связности сетей связи. Или Роскомнадзор подзаконными актами как-то восстановит потерянные властные полномочия". Более развернуто с позицией Алексея Леонтьева по данному вопросу можно ознакомиться в материале, недавно опубликованном "Кабельщиком".

Алексей Стуров, президент Ассоциации компаний связи, заявил, что необходимость в создании Центра давно назрела, при этом добавив: "Самое главное, чтобы ее реализация была правильной и не повлекла ухудшение качества оказываемых услуг связи. Точно про параметры для мониторинга будет известно после разработки технических условий реализации. А так, возможно контролировать загрузку каналов, маршруты, связанность сетей связи".