На обсуждение вынесены очередные два акта в связи с "суверенным Рунетом"

30.05.2019 16:06

Минкомсвязь вынесла на общественные обсуждения еще два нормативных правовых акта, связанных с законом о "суверенном Рунете", тексты документов опубликованы на "Федеральном портале проектов нормативных правовых актов", ознакомиться с ними можно соответственно здесь и здесь. Они были опубликованы 29 мая 2019 года. Их публичное обсуждение продлится до 19 июня 2019 года.

Проект Постановления Правительства РФ "Об утверждении порядка взаимодействия собственников или иных владельцев технологических сетей связи, имеющих номер автономной системы, с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации" утверждает порядок такого взаимодействия. В случае принятия документа порядок должен вступить в силу 1 ноября 2019 года.

При этом указано, что реализация полномочий, предусмотренных постановлением, должна осуществляться в рамках установленной правительством РФ предельной численности работников центрального аппарата МВД или ФСБ РФ и предусмотренных бюджетных ассигнований.

Документ предполагает, что органы федеральной службы безопасности (ФСБ) как уполномоченные органы осуществляют взаимодействие с собственниками или иными владельцами технологических сетей связи при проведении оперативно-разыскных мероприятий, связанных с использованием техсредств, в том числе в интересах других уполномоченных органов. При отсутствии у органов ФСБ необходимых оперативно-технических возможностей для проведения оперативно-разыскных мероприятий, связанных с использованием технических средств, такие мероприятия осуществляют органы внутренних дел (МВД), являющиеся уполномоченными органами, в том числе в интересах других уполномоченных органов.

Также предусмотрено, что на основании заявления собственника или иного владельца технологической сети связи, поданного не позднее 45 дней с даты получения им номера автономной системы, в течение 30 рабочих дней с даты получения соответствующего заявления руководителем органа ФСЮ определяется уполномоченное подразделение органа федеральной службы безопасности, осуществляющее взаимодействие с собственником или иным владельцем технологической сети связи.

Согласно тексту документа "Сети и средства связи технологических сетей связи, используемые собственником или владельцем такой сети связи, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним для проведения оперативно-разыскных мероприятий и устанавливаемым Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации".

В случае применения собственником или иным владельцем технологической сети связи средств связи, для которых не установлены соответствующие требования, на основании обращения органа федеральной службы безопасности собственник или иной владелец технологической сети связи предоставляет ему технологические помещения, соответствующие требованиям, установленным Минкомсвязи РФ по согласованию с ФСБ РФ.

Ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи должен осуществляться в соответствии с планом мероприятий по внедрению технических средств, разработанным органом ФСБ совместно с оператором связи. В плане указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств. Типовые требования к плану определяются Минкомсвязи совместно с ФСБ.

Также, согласно документу, собственник или иной владелец технологической сети связи обязан осуществлять согласованные с ФСБ "меры по ограничению круга лиц, привлекаемых к установке и обслуживанию технических средств, а также к недопущению раскрытия организационных и технических приемов проведения оперативно-разыскных мероприятий".

Кроме того, собственник или иной владелец технологической сети связи обязан своевременно обновлять информацию в базах данных, в том числе о фактах приема, передачи, доставили и/или обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений пользователей сетей связи. Такая информация должна храниться в течение 3-х лет на территории РФ и предоставляться органам ФСБ или МВД (в предусмотренных постановлением случаях) путем осуществления круглосуточного удаленного доступа к базам данных.

"Информационные системы, содержащие базы данных, а также технические средства подключаются собственником или иным владельцем технологической сети связи к пункту управления органа федеральной службы безопасности через точки подключения. Указанные точки подключения в субъекте Российской Федерации определяются органом федеральной службы безопасности", - говорится в документе.

Также регламентируется, какую информацию о пользователях должны содержать базы данных:

  • для физических лиц: фамилия, имя, отчество, место жительства и реквизиты основного документа, удостоверяющего личность.
  • для юридических лиц: наименование (фирменное наименование) юридического лица, его место нахождения, а также список лиц, использующих оконечное оборудование юридического лица, заверенный уполномоченным представителем юридического лица, в котором указаны их фамилии, имена, отчества, места жительства и реквизиты основного документа, удостоверяющего личность.

Документ предписывает, что информацию баз данных собственник или иной владелец технологической сети связи хранит в технических средствах на территории РФ и в случаях, установленных федеральными законами, предоставляет уполномоченным органам. При этом "Собственник или иной владелец технологической сети связи при взаимодействии с уполномоченными органами в соответствии с настоящими Правилами обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации неразглашение информации о конкретных фактах и содержании такого взаимодействия".

Второй документ, представленный на публичное обсуждение, представляет собой проект приказа Минкомсвязи "Об утверждении требований к обеспечению устойчивого функционирования средств связи, обеспечивающих взаимодействие со средствами связи других операторов связи, собственников или иных владельцев технологических сетей связи, в том числе находящихся за пределами территории Российской Федерации" и регламентирует требования к оборудованию стыка операторов.

Согласно документу, "Средства связи, используемые для обеспечения взаимодействия со средствами связи других операторов связи, собственников или иных владельцев технологических сетей связи (далее для целей настоящих Требований – средства связи) проходят процедуру подтверждения соответствия в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации".

Указано, что эти средства связи должны функционировать с соблюдением ряда требований: защита средств связи от несанкционированного доступа; осуществление электропитания от одного из следующих источников питания: от однофазной сети переменного тока с номинальным значением напряжения 220 В или внешнего источника постоянного тока с номинальным напряжением 12, 24, 48 или 60 В; также с соблюдением обязательных требований к параметрам устойчивости к климатическим воздействиям в соответствии с эксплуатационно-техническими характеристиками от производителя.

Кроме того, "средства связи должны предусматривать возможность выполнения обязательных требований к параметрам интерфейсов управления со стороны системы управления сети связи оператора связи и органа, осуществляющего централизованного управление сетью связи общего пользования, установленные приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Средства связи при обмене маршрутной информацией должны обеспечивать реализацию положений, предусмотренных правилами маршрутизации сообщений электросвязи, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в случае осуществления централизованного управления сетью связи общего пользования".

Напомним, ранее, также в связи с законом о "суверенном Рунете", Минкомсвязь выдвинула на публичное осуждение проект, расширяющий полномочия ведомства. Обсуждение этого документа продлится до 6 июня 2019 года.

Затем Минкомсвязь выдвинула на публичное обсуждение два документа, в одном из них выявлены три угрозы: целостности, устойчивости и безопасности Рунета, во втором дается определение учений и регламентируется порядок их проведения. Публичное обсуждение двух этих документов продлится до 13 июля 2019 года.

Наконец, вчера появились сведения, что Минкомсвязь выдвинула на публичные обсуждения еще два документа, согласно которым операторы связи, работающие более чем в одном муниципальном образовании и имеющие более 500 абонентов, должны создавать системы управления сетью связи и обеспечивать их работу. ГРЧЦ получит полномочия оценки выполнения операторами обязанностей.

Публичное обсуждение обоих документов продлится до 18 июня 2019 года.

Пакет поправок к законам "О связи" и "Об информации", условно известный как законопроект о "суверенном интернете", сенаторы Андрей Клишас и Людмила Бокова, а также депутат Андрей Луговой внесли в Госдуму 14 декабря 2018 года. Он предусматривает создание инфраструктуры, способной обеспечить работу российских интернет-ресурсов в случае отключения отечественного сегмента интернета от зарубежных серверов. В нем определяются трансграничные линии связи и точки обмена трафиком, а их владельцы, операторы связи, обязываются при возникновении угрозы обеспечить возможность централизованного управления трафиком. Кроме того, предлагается установить на сетях связи "технические средства, определяющие источник передаваемого трафика". 12 февраля 2019 года Госдума приняла законопроект в первом чтении.

11 апреля законопроект прошел второе чтение. К этому моменту в текст было внесено 27 поправок, большая часть из которых уточняет полномочия государственных органов.

Президент России Владимир Путин подписал документ 1 мая. Закон вступит в силу в ноябре 2019 года. Нормы о криптографической защите информации и об обязанности операторов связи использовать национальную систему адресации доменных имен начнут действовать с 1 января 2021 года.