маркировка звонков

После введения обязательной маркировки звонков количество спам-вызовов в России снизилось на 25-30%. Однако эксперты указывают на ограниченность положительного эффекта: проблема мошеннических звонков остается нерешенной, а технические и законодательные недоработки приводят к росту расходов компаний.
Ожидается, что единый программный интерфейс повысит прозрачность и эффективность борьбы с телефонным мошенничеством. API позволит централизованно анализировать параметры вызовов, ускорить обмен данными и снизить ошибки. Разработку планируется завершить до середины декабря.
Более 60 региональных операторов связи обратились к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой пересмотреть требования по маркировке вызовов от юрлиц, так как текущие правила могут увеличить их издержки более чем на 40%. Малые операторы опасаются существенного ухудшения своей финансовой ситуации и повышения цен для абонентов.
С 1 сентября 2025 года вступили в силу правила об обязательной маркировке массовых вызовов. Но операторы фиксированной связи считают, что положения новых нормативно-правовых актов порождают правовую неопределенность, а Постановление Правительства, принятое для реализации новых требований, создает условия для дискриминации со стороны операторов мобильной связи, которые, в свою очередь, с этим утверждением не согласны. "Кабельщик" выяснил точку зрения на вопрос операторов фиксированной связи, членов "большой четверки", а также мнение регулятора. 
По данным "МегаФона" и сервиса "Яндекса", объем звонков уменьшился на 10-16%. При этом "Т-Мобайл" зафиксировал небольшой рост количества звонков, связанный с увеличением абонбазы и блокировками звонков в мессенджерах. Прогнозируется дальнейшее сокращение нежелательных звонков на 30–40% после полного внедрения маркировки и улучшения фильтров.
Например, для соцпросов от ВЦИОМ используются личные мобильные номера сотрудников. Минцифры и операторы заявляют о постепенной доработке системы и подписании договоров, но пока эффективность маркировки остается ограниченной.
А объем вызовов — примерно на 20%. Это произошло после вступления в силу новых правил маркировки звонков и связано с повышением стоимости вызовов и сокращением массовых и нецелевых обработок. Операторы фиксированной связи подтвердили снижение трафика, объясняя его естественной рыночной реакцией на новые тарифы.
Ассоциация компаний связи обратилась к Минцифры за разъяснением, правомерно ли со стороны операторов связи оказание услуги по маркировке вызовов для инициаторов телефонных вызовов на платной основе. Новые правила, которые вступили в силу с 1 сентября 2025 года, создают правовую коллизию: услуга вводится на обязательной основе, но по закону "О связи" не может быть платной без согласия абонента (в данном случае юридического лица или ИП).
При внедрении обязательной маркировки всех исходящих звонков от юридических лиц и ИП операторы связи столкнулись с техническими сложностями, которые приводят к переплатам за недозвоны. Массовые обзвоны приходится контролировать вручную, так как для них нет четких критериев. С октября расходы компаний на звонки с маркировкой вырастут в шесть раз.
С 1 сентября 2025 года вступили в силу требования по маркировке телефонных вызовов от юридических лиц, но операторы фиксированной связи жалуются на дискриминацию и высокие тарифы со стороны операторов ПРТС, которые существенно увеличивают расходы абонентов. Участники рынка предлагают использовать ЕПВВ/ИС "Антифрод" для взаимодействия между всеми операторами телефонной связи и просят внести изменения в законодательство для четкого определения массовых и автоматизированных вызовов.