Стриминг по-европейски

19.10.2021 12:33

Недавно вышел аналитический отчет исследовательской компании Conviva за второй квартал 2021 года, в котором детально рассматривается состояние стримингового вещания в Европе. Эксперты РТП-Медиа Ирина Севостьянова и Александр Лебедев проанализировали ключевые моменты этого документа.

Отчет был составлен на основе данных более чем 500 млн уникальных зрителей, просматривающих 1,8 трлн стриминговых потоков из 3,3 млрд приложений потокового вещания на различных устройствах в 180 странах мира. Данные собирались по следующим регионам:

Стриминг в тренде

Несмотря на то, что резкий толчок развитию стримингового вещания дала пандемия Covid-19, потребление потокового контента по-прежнему растет, и нет никаких предпосылок к изменению этой тенденции. Фактически, потоковое вещание продолжает преодолевать пандемические высоты 2 квартала 2020 года, увеличившись на 13% во всем мире. Наряду с этим наблюдается рост инвестирования в социальные сети, особенно в видеоконтент, поскольку за последний год платформы смогли привлечь огромную аудиторию с высоким уровнем вовлеченности. В связи с этим развивается и рекламная отрасль, ведь теперь рекламу может увидеть большее количество людей, а значит у компаний появляется больше возможностей для получения доходов.

По мнению экспертов РТП-Медиа стриминговое вещание в России также набирает свои обороты. Все большей популярностью пользуются не только соцсети, но и музыкальные стриминговые сервисы, онлайн-кинотеатры (+135% рост подписчиков по сравнению с 2019 годом), доля которых в общем объеме потребления ТВ-контента постоянно растет. Кроме того, сами телеканалы начали вести стриминговое вещание в интернете. Помимо 20-ки общедоступных федеральных телеканалов, пользователи могут смотреть спортивные каналы "Матч ТВ", ряд тематических телеканалов, таких как Europa Plus TV, TV Brics, "Первый российский национальный телеканал", "Ратник", и многие другие.

Платформы потокового вещания все популярнее 

Время просмотра потокового вещания в целом по Европе выросло на 19% (по некоторым данным – на 17%), а в мире – на 36%. Несмотря на небольшое сокращение (на 1%) в регионах Южной и Восточной Европы, зафиксирован значительный рост в Северной и Западной Европе – на 23% и 32% соответственно.

Рис. 1. Время просмотра по регионам, 2 квартал 2020 года vs 2 квартал 2021 года

При более детальном сравнении данных за второй квартал 2020 года (начало пандемии в мире) и за этот же период в 2021 году (когда все надеялись на окончание пандемии), мы видим лишь незначительный рост в апреле 2021 года (на 9% в Европе и всего на 2% в мире) по сравнению с резким всплеском в апреле 2020 года, вызванным повсеместным введением режима самоизоляции. Зато май и июнь 2021 года показывают впечатляющие темпы роста просмотра стриминговых платформ: к концу мая в Европе этот показатель вырос на 24-27%, а во всем мире – на 25%.

Рис. 2. График роста времени просмотра, 2 квартал 2020 года vs 2 квартал 2021 года

Любопытно сравнить данные по России с европейским трендом. По экспертным оценкам более 65% населения России каждый день смотрят ТВ, в среднем проводя за просмотром 3 часа 13 минут в сутки (по данным Hootsuite за январь 2021), при этом объем просмотра нелинейного контента увеличивается из года в год, достигнув к середине 2021 года среднего показателя 28 минут в день. Самый же высокий показатель – 39 минут в день – среди молодежи в возрасте от 25 до 24 лет.

Рис. 3. Объем просмотра нелинейного контента в России, график 2016-2021 годы, по данным Mediascope

А что же качество?

В 2021 году качество потокового вещания было недостаточно стабильным. Это связано с тем, что многие потребители начали смотреть контент не из дома, нагружая мобильные сети трафиком. Количество времени просмотра на одно подключение снизилось на 1% в большинстве регионов Европы (за исключением восточной части, где было зафиксировано снижение на приличные 12%), и только Западная Европа отметилась незначительным ростом в 1%. Самая высокая средняя продолжительность просмотра была зафиксирована в Северной Европе: она составила 24,4 минуты. Наименьшая длительность просмотра в 19,8 минут была отмечена в Восточной Европе.

Рис. 4. Сравнительная таблица показателей просмотра потокового вещания

В целом увеличилось количество ошибок при запуске видео. Особенно это почувствовали жители Южной части Европы, где число таких ошибок выросло почти вдвое (на 43%). В целом по Европе количество неполадок увеличилсь на 12%. Наименьшее показатель (1,04%) был зафиксирован в Восточной Европе; по сравнению с 2 кварталом 2020 года он снизился на 21%.

В Восточной и Южной Европе время на загрузку до старта воспроизведения увеличилось на 4% и составило 4,04 секунд. В других регионах наблюдалась положительная динамика – время на подгрузку снизилось на 2-6%. Минимальное время на загрузку составило 3,82 секунд в западных регионах.

Основными показателями улучшения качества стали буферизация и уровень битрейта. В среднем буферизация снизалась на треть в каждом регионе. Наилучший же показатель буферизации наблюдался в Северной Европе – 0,19%, а наихудший в Восточной – 0,37%. Показатели битрейта также улучшились: почти вдвое для Южной Европы, и всего на 1/5 для Восточной, в которой наблюдается самый низкий уровень битрейта 3,34 мбит/сек. Средний же показатель для Европы достигает 7,29 мбит/сек.

Технические специалисты РТП-Медиа часто сталкиваются с проблемой качества вещания и уровнем битрейта. Порой заказчики просят "впихнуть невпихуемое". В своей работе мы придерживаемся следующих стандартов для передачи потокового вещания (при стандартной частоте кадров и использовании видео-кодека H.264):

Формат

Уровень битрейта, мбит/сек

SD

не менее 1-2

HD

не менее 2-4

FullHD

не менее 4-8

 

При этом с каждым клиентом нужно работать индивидуально, учитывать его технические возможности и потребности, предоставляя наиболее оптимальное решение с учетом высокого качества. Так, в нашей практике бывали случаи, когда один и тот же сигнал в SD формате одному оператору мы передаем с одним уровнем битрейта, а другому – с другим, при этом качество на выходе они получают одинаковое.

Время для рекламы

Размещение рекламы в стриминговых потоках также претерпело ряд изменений. Во-первых, возрос спрос на размещение рекламы. Если в первом квартале 2021 года количество "недозаполенных" и "упущенных" рекламных блоков составляло 16%, то во втором квартале 2021 этот показатель снизился на треть. Общее количество показов рекламы возросло на 4%. Снизилось время начала показа рекламы, составив 0,34 сек. Да и сама продолжительность роликов, к радости зрителей, сократилась на 3%, составив в среднем 27 сек. Буферизация улучшилась на незначительный 1%, при этом качество немного снизилось (битрейт упал на 2%, составив 3,37 мбит/сек). 

Рис. 5. Показатели размещения рекламы в стриминговых потоках, 1 квартал 2021 года vs 2 квартал 2021 года

В России рынок рекламы в стриминговых сервисах также активно растет, примерно на треть из года в год. Если в 2018 году доля рекламы в стриминговых серивисах составла 11% от общего объема видеорекламы, то по ожиданиям экспертов к 2024 году этот показатель может достигнуть отметки 45%. Все больше рекламодателей уже сейчас видят перспективы размещения эффективных кампаний именно на этих площадках.

Рис. 6. Аналитика видеорекламы, по данным IAB Russia

Девайсовый бум

Все большую популярность набирают большие экраны, создавая неслабую конкуренцию мобильным устройствам. На протяжении нескольких лет сохраняется общая тенденция роста количества просмотров видеоконтента на всех гаджетах, лидерами серди которых являются смартфоны +30% и SmartTV +29%. Исключение составляет просмотр стримингового контента через игровые консоли – 11%.

Рис. 7. Популярность устройств для просмотра потокового вещания, 2 квартал 2020 VS 2 квартал 2021

Большая доля от общего времени просмотров во 2-м квартале 2021 года по-прежнему приходится на Connected TV – 32% и Smart TV – 23%. На третьем месте остаются сматрфоны с долей в 11%, увеличившейся всего на 1% за последний год. Незначительно снизилось время просмотра через игровые консоли на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. 

Рис. 8. Распределение времени просмотра по устройствам в регионах Европы, 2 квартал 2020 года vs 2 квартал 2021 года

По данным исследовательского центра Delloite более 43% из опрошенных респондентов в России предпочитают просматривать видеоконтент онлайн-кинотеатров именно на больших экранах. Хотя другие устройства также пользуются популярностью. 

Рис. 9. Опрос о предпочтениях просмотра ТВ контента на разных устройствах

По данным клиентов РТП-Медиа в некоторых регионах эти показатели могут быть существенно выше (касается Центральной полосы России), а в отдаленных регионах – значительно ниже.

К качеству претензий нет?

Природа потокового вещания такова, что показатель качества должен всегда совершенствоваться по мере развития техники и технологий, чтобы сервис оставался востребованным. Поэтому за последние годы мы наблюдаем положительную динамику в этом направлении. Так, за последний год увеличился битрейт в целом по всем устройствам, показав практически двойной рост на некоторых из них (Smart TV – 55%, игровые консоли – 49%, Connected TV – 46%), достигнув значений 8-9 мбит/сек. Одновременно с этим снизился показатель буферизации, в целом на треть среди всех устройств. Все это означает, что видео загружается быстрее и в хорошем качестве. Время на подгрузку до начала воспроизведения также сократилось практически на всех устройствах, за исключением планшетов и Connected TV. Единственным огорчающим показателем остается количество ошибок на старте воспроизведения, общее значение которого колеблется в пределах 1-2%.

Рис. 10. Качество потокового вещания на различных устройствах

Топ стриминговых платформ

Европейцы любят и смотрят контент на больших экранах. Среди огоромного множества стриминговых платформ и сервисов наибольшее предпочтение отдается Samsung TV – 19%, на втором месте Chromecast – 12%, далее идет Amazon Fire TV – 11% и прочие сервисы. В это же время во всем мире наибольшим спросом пользуется сервис Roku, на который приходится почти треть всех просмотров – порядка 31%, далее следуют Amazon Fire TV и Samsung TV по 18% и 12% соответственно. 

Рис. 11. Рейтинг стриминговых платформ, 2 квартал 2021 года

В России в Топ-5 наиболее популярных онлайн ТВ-сервисов входят IVI, Кинопоиск, Okko, Netflix и Megogo.

Рис. 12. Популярные видео-сервисы в России, по данным Delloite

Мнение экспертов РТП-Медиа

Подводя итог, хочется отметить следующее. Несмотря на то, что пиковый этап пандемии Covid-19 уже прошел, до сих пор сохраняется ряд ограничений (удаленная работа, режим самоизоляции и пр.), которые влияют на жизнь и поведение потребителей. Последние 1,5 года научили нас пользоваться различными стриминговыми сервисами и онлайн-платформами, показав нам другой формат потребления видеоконтента. Нам понравилось, поэтому как раньше – уже не будет. Сейчас многие зрители уже имеют по несколько подписок и аккаунтов одновременно на различных сервисах и готовы платить за предоставляемые услуги. Как показал опрос среди сотрудников компании РТП-Медиа, практически у каждого есть минимум 2-3 подписки на сервисы. За стримингом – будущее, а развитие новых технологий позволит не только повысить качество сервисов и услуг, но и дать еще больший выбор продуктов. Каждый зритель сможет найти для себя оптимальное решение или комбинировать различные сервисы.

Об авторе

Ирина Севостьянова
руководитель отдела маркетинга компании "РТП-Медиа"
Александр Лебедев
директор по стратегическому и операционному управлению компании "РТП-Медиа"