Роскомнадзор подготовил проект приказа, устанавливающего правила маршрутизации сообщений электросвязи в случае осуществления централизованного управления сетью связи общего пользования, то есть в случае возникновения внешних угроз, предусмотренных законом о "суверенном Рунете", сообщает портал vc.ru. Проект размещен для публичного обсуждения на Федеральном портале проектов. Срок публичного обсуждения - до 1 июля 2019 года.

Согласно документу, при централизованном управлении сетью:
- не допускается маршрутизация сообщений электросвязи через сети связи, находящихся за пределами территории Российской Федерации;
- маршрутизация сообщений электросвязи между автономными системами осуществляется только через точки обмена трафиком или точки присоединения, функционирующие в пределах территории Российской Федерации.

При этом лица, имеющие номер автономной систему, обязаны обеспечить:
- маршрутизацию сообщений электросвязи через технические средства противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сети связи общего пользования;
- изменение маршрутов сообщений электросвязи по требованию центра мониторинга и управления сетью связи общего пользования в целях противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сети связи общего пользования.

Исключением из пункта, согласно которому не допускается маршрутизация сообщений электросвязи через сети связи, находящихся за пределами территории РФ, являются случаи "маршрутизации сообщений электросвязи между пользователями услугами связи Калининградской области и пользователями услугами связи иных субъектов Российской Федерации, а также между посольствами, консульствами и представительствами Российской Федерации за рубежом и Российской Федерацией".

Что касается угроз, при которых управление российским сегментом сети берет на себя Роскомнадзор, Минкомсвязь выделила их три: целостности, устойчивости и безопасности Рунета, проект соответствующего постановления был выдвинут на общественное обсуждение в конце мая 2019 года, обсуждение длилось до 13 июня.

Тогда же Минкомсвязь выдвинула на обсуждение и еще один проект, определяющий порядок учений по безопасности и устойчивости Рунета.

Напомним, кроме этого, Минкомсвязь, также в связи с законом о "суверенном Рунете", выдвинула еще ряд проектов подзаконных актов: акт, расширяющий полномочия ведомства; два акта, согласно которым, операторы связи, работающие более чем в одном муниципальном образовании и имеющие более 500 абонентов, должны создавать системы управления сетью связи и обеспечивать их работу, ГРЧЦ получит полномочия оценки выполнения операторами обязанностей; и два акта, один из которых регламентирует взаимодействие собственников сетей связи с ФСБ, а другой - друг с другом.

Накануне сообщалось, что два акта выдвинул на публичное обсуждение Роскомнадзор. Из них один регламентирует порядок контроля за обязательным использованием точек обмена трафиком, сведения о которых содержатся в реестре точек обмена трафиком, а другой - порядок контроля за достоверностью и полнотой информации о цели использования пересекающей Государственную границу Российской Федерации линии связи, а также о средствах связи, установленных на указанной линии связи, представляемой собственниками или иными владельцами линии связи.

Всего для закона о "суверенном Рунете" потребуется 41 подзаконный акт.

Пакет поправок к законам "О связи" и "Об информации", условно известный как законопроект о "суверенном интернете", сенаторы Андрей Клишас и Людмила Бокова, а также депутат Андрей Луговой внесли в Госдуму 14 декабря 2018 года. Он предусматривает создание инфраструктуры, способной обеспечить работу российских интернет-ресурсов в случае отключения отечественного сегмента интернета от зарубежных серверов. В нем определяются трансграничные линии связи и точки обмена трафиком, а их владельцы, операторы связи, обязываются при возникновении угрозы обеспечить возможность централизованного управления трафиком. Кроме того, предлагается установить на сетях связи "технические средства, определяющие источник передаваемого трафика". 12 февраля 2019 года Госдума приняла законопроект в первом чтении.

11 апреля законопроект прошел второе чтение. К этому моменту в текст было внесено 27 поправок, большая часть из которых уточняет полномочия государственных органов.

Президент России Владимир Путин подписал документ 1 мая. Закон вступит в силу в ноябре 2019 года. Нормы о криптографической защите информации и об обязанности операторов связи использовать национальную систему адресации доменных имен начнут действовать с 1 января 2021 года.