Роскомнадзор разработал технические условия установки операторами связи специального оборудования противодействия угрозам в рамках закона об устойчивом Рунете, сообщает "Интерфакс". Проект приказа "Об утверждении технических условий установки технических средств противодействия угрозам, а также требований к сетям связи при использовании технических средств противодействия угрозам" опубликован на Федеральном портале нормативно-правовых актов для публичного обсуждения, которое продлится для 3 июля 2019 года.

Предлагаемые документом технические условия предусматривают соблюдение допустимых значений климатических воздействий на оборудование в технических помещениях и обеспечение бесперебойного электропитания оборудования. А также обеспечение доступа к техсредствам противодействия угрозам для техобслуживания, и одновременно обеспечение защиты от несанкционированного доступа к ним, что предполагает размещение этих средств в запираемых шкафах, проведение организационно-технический мероприятий по предотвращению несанкционированного доступа и организацию контрольно-пропускного режима в помещение, где расположены технические средства противодействия угрозам.

Кроме того, предусмотрена организация технологического канала связи для управления техническими средствами противодействия угрозам, который должен соответствовать следующим параметрам: канал связи в сети связи общего пользования с пропускной способностью не менее 100 Мбит/с. Также регламентируется выделение сетевых адресов каждому техническому средству противодействия угрозам, устанавливаемому в сети связи оператора связи, и обеспечение возможности подключения к ним средств управления Центра мониторинга и управления техническими средствами противодействия угрозам только в соответствии с предоставленным им списком сетевых адресов.

Относительно требований к сетям связи при использовании техсредств противодействия угрозам, предполагается, что должно обеспечиваться целостное, устойчивое и бесперебойное функционирование сетей связи операторов связи.

Также предполагается "обеспечение оператором связи прохождения всего трафика его сети связи через технические средства противодействия угрозам с исключением возможности обхода технических средств противодействия угрозам по иным маршрутам".

"Интерфакс" подчеркивает, что, по мнению Роскомнадзора, предполагаемый проектом порядок контроля не устанавливает обязанностей, запретов и ограничений для экономической деятельности физических и юридических лиц, ранее не предусмотренных законодательством, не способствует их установлению, а также не меняет существующие. А также не предусматривает увеличения расходов. При этом размер затрат на достижение заявленных в проекте целей не уточняется.

Напомним, ранее Роскомнадзор разработал правила маршрутизации сообщений в случае внешней угрозы. Этот проект также выставлен на публичное обсуждение до 1 июля 2019 года.

Что касается угроз, при которых управление российским сегментом сети берет на себя Роскомнадзор, Минкомсвязь выделила их три: целостности, устойчивости и безопасности Рунета, проект соответствующего постановления был выдвинут на общественное обсуждение в конце мая 2019 года, обсуждение длилось до 13 июня.

Тогда же Минкомсвязь выдвинула на обсуждение и еще один проект, определяющий порядок учений по безопасности и устойчивости Рунета.

Кроме этого, Минкомсвязь, также в связи с законом о "суверенном Рунете", выдвинула еще ряд проектов подзаконных актов: акт, расширяющий полномочия ведомства; два акта, согласно которым, операторы связи, работающие более чем в одном муниципальном образовании и имеющие более 500 абонентов, должны создавать системы управления сетью связи и обеспечивать их работу, ГРЧЦ получит полномочия оценки выполнения операторами обязанностей; и два акта, один из которых регламентирует взаимодействие собственников сетей связи с ФСБ, а другой - друг с другом.

Затем сообщалось, что два акта выдвинул на публичное обсуждение Роскомнадзор. Из них один регламентирует порядок контроля за обязательным использованием точек обмена трафиком, сведения о которых содержатся в реестре точек обмена трафиком, а другой - порядок контроля за достоверностью и полнотой информации о цели использования пересекающей Государственную границу Российской Федерации линии связи, а также о средствах связи, установленных на указанной линии связи, представляемой собственниками или иными владельцами линии связи.

Всего для закона о "суверенном Рунете" потребуется 41 подзаконный акт.

Пакет поправок к законам "О связи" и "Об информации", условно известный как законопроект о "суверенном интернете", сенаторы Андрей Клишас и Людмила Бокова, а также депутат Андрей Луговой внесли в Госдуму 14 декабря 2018 года. Он предусматривает создание инфраструктуры, способной обеспечить работу российских интернет-ресурсов в случае отключения отечественного сегмента интернета от зарубежных серверов. В нем определяются трансграничные линии связи и точки обмена трафиком, а их владельцы, операторы связи, обязываются при возникновении угрозы обеспечить возможность централизованного управления трафиком. Кроме того, предлагается установить на сетях связи "технические средства, определяющие источник передаваемого трафика". 12 февраля 2019 года Госдума приняла законопроект в первом чтении.

11 апреля законопроект прошел второе чтение. К этому моменту в текст было внесено 27 поправок, большая часть из которых уточняет полномочия государственных органов.

Президент России Владимир Путин подписал документ 1 мая. Закон вступит в силу в ноябре 2019 года. Нормы о криптографической защите информации и об обязанности операторов связи использовать национальную систему адресации доменных имен начнут действовать с 1 января 2021 года.

Сегодня, 20 июня 2019 года, в рамках прямой линии президент России Владимир Путин по теме "суверенного Рунета" заявил следующее: "Речь совсем не идет о каких-то ограничениях в интернете. Ведь большинство серверов находится за границей. Надеюсь, до этого не дойдет, потому что это будет разваливать их собственную систему, но если предположить теоретически, что эти серверы будут отключаться, либо как-то на их работу будут влиять, то мы в любом случае, в том числе и в этих случаях должны обеспечить надежное функционирование российского сегмента интернета. Вот на что направлен по сути этот закон, только на это. Никаких ограничений здесь не планируется. Наоборот, этот закон призван обеспечить суверенность нашего интернета и возможность там работать. Всем – и физическим лицам, и блогерам, и государственным организациям".