В рамках реализации федерального закона 90-ФЗ "о суверенном Рунете" Роскомнадзором был разработан и выложен на общественное обсуждение пакет подзаконных актов, сообщает "Роскомсвобода". Речь о шести подзаконных актах: "Правила маршрутизации в случае централизованного управления", "Технические условия установки технических средств противодействия угрозам", "Контроль за соблюдением точками обмена трафиком подключения только учтенных сетей связи", "Требования к техническим средствам контроля за блокировками", "Положение о национальной системе доменных имен", и "Положение о Центре мониторинга и управлению сетью связи", о трех первых из них "Кабельщик" уже писал ранее.

Четвертый документ - приказ "Об утверждении Требований к техническим средствам контроля за соблюдением операторами связи, собственниками или иными владельцами технологических сетей связи требований законодательства, предусматривающего ограничение доступа к информации, а также требований к установке и эксплуатации таких средств". С полным текстом проекта этого приказа можно ознакомиться на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов. Публичное обсуждение продлится до 3 июля 2019 года.

Согласно положениям документа, технические средства контроля:

  • подлежат установке в сетях связи собственников или иных владельцев технологических сетей связи, имеющих номер автономной системы;
  • необходимы для обеспечения ограничения доступа к информации по 126-ФЗ и 149-ФЗ;
  • используются для мониторинга ограничения круглосуточно.

Также указано, что ограничение доступа осуществляется Центром мониторинга и управления посредством направления программных команд на технические средства контроля. Результаты мониторинга передаются в автоматическом режиме.

Кроме того, документ регламентирует, что:

  • операторы связи, собственники или иные владельцы технологических сетей связи, в том числе имеющие номер автономной системы, направляют в РКН уведомление на получение и установку технических средств контроля;
  • установка и ввод в эксплуатацию осуществляется сотрудником радиочастотной службы, уполномоченным должностным лицом федеральной службы Роскомнадзора или территориального органа Роскомнадзора и уполномоченным сотрудником поставщика технических средств контроля, заблаговременно уведомленными радиочастотной службой о дате, времени и месте проведения работ по установке и вводу в эксплуатацию технических средств контроля.

Следующий документ - проект приказа "Об утверждении Положения о национальной системе доменных имен, требований к ней, порядка ее создания, правил ее использования". Он также опубликован для общественного обсуждения, которое продлится до 3 июля 2019 года.

Согласно этому документу, "национальная система доменных имен (НСДИ) представляет собой совокупность взаимосвязанных программных и технических средств, предназначенных для хранения и получения информации о сетевых адресах и доменных именах".

Предполагается, что НСДИ будет создана Роскомнадзором. Сведения о доменах будут предоставляться в автоматизированном режиме посредством подключения средств управления доменов первого уровня к НСДИ.

Наконец, последний документ пакета - проект приказа "Об утверждении Положения о Центре мониторинга
и управления сетью связи общего пользования". С проектом можно ознакомиться на Федеральном портале проектов нормативно правовых-актов, где он выложен для публичного обсуждения также до 3 июля 2019 года.

Документ предполагает, что центр создается и функционирует в составе радиочастотной службы. Задачами Центра являются: обеспечение учета информации; обеспечение проведения мониторинга в целях выявления угроз; информирования в случае возникновения угроз; осуществление централизованного управления в случае возникновения угроз.

Напомним, ранее сообщалось, что Роскомнадзор разработал технические условия установки операторами связи специального оборудования противодействия угрозам в рамках закона об устойчивом Рунете.

Также Роскомнадзор разработал правила маршрутизации сообщений в случае внешней угрозы. Этот проект также выставлен на публичное обсуждение до 1 июля 2019 года.

Что касается угроз, при которых управление российским сегментом сети берет на себя Роскомнадзор, Минкомсвязь выделила их три: целостности, устойчивости и безопасности Рунета, проект соответствующего постановления был выдвинут на общественное обсуждение в конце мая 2019 года, обсуждение длилось до 13 июня.

Тогда же Минкомсвязь выдвинула на обсуждение и еще один проект, определяющий порядок учений по безопасности и устойчивости Рунета.

Кроме этого, Минкомсвязь, также в связи с законом о "суверенном Рунете", выдвинула еще ряд проектов подзаконных актов: акт, расширяющий полномочия ведомства; два акта, согласно которым, операторы связи, работающие более чем в одном муниципальном образовании и имеющие более 500 абонентов, должны создавать системы управления сетью связи и обеспечивать их работу, ГРЧЦ получит полномочия оценки выполнения операторами обязанностей; и два акта, один из которых регламентирует взаимодействие собственников сетей связи с ФСБ, а другой - друг с другом.

Затем сообщалось, что два акта выдвинул на публичное обсуждение Роскомнадзор. Из них один регламентирует порядок контроля за обязательным использованием точек обмена трафиком, сведения о которых содержатся в реестре точек обмена трафиком, а другой - порядок контроля за достоверностью и полнотой информации о цели использования пересекающей Государственную границу Российской Федерации линии связи, а также о средствах связи, установленных на указанной линии связи, представляемой собственниками или иными владельцами линии связи.

Всего для закона о "суверенном Рунете" потребуется 41 подзаконный акт.

Пакет поправок к законам "О связи" и "Об информации", условно известный как законопроект о "суверенном интернете", сенаторы Андрей Клишас и Людмила Бокова, а также депутат Андрей Луговой внесли в Госдуму 14 декабря 2018 года. Он предусматривает создание инфраструктуры, способной обеспечить работу российских интернет-ресурсов в случае отключения отечественного сегмента интернета от зарубежных серверов. В нем определяются трансграничные линии связи и точки обмена трафиком, а их владельцы, операторы связи, обязываются при возникновении угрозы обеспечить возможность централизованного управления трафиком. Кроме того, предлагается установить на сетях связи "технические средства, определяющие источник передаваемого трафика". 12 февраля 2019 года Госдума приняла законопроект в первом чтении.

11 апреля законопроект прошел второе чтение. К этому моменту в текст было внесено 27 поправок, большая часть из которых уточняет полномочия государственных органов.

Президент России Владимир Путин подписал документ 1 мая. Закон вступит в силу в ноябре 2019 года. Нормы о криптографической защите информации и об обязанности операторов связи использовать национальную систему адресации доменных имен начнут действовать с 1 января 2021 года.

Сегодня, 20 июня 2019 года, в рамках прямой линии президент России Владимир Путин по теме "суверенного Рунета" заявил следующее: "Речь совсем не идет о каких-то ограничениях в интернете. Ведь большинство серверов находится за границей. Надеюсь, до этого не дойдет, потому что это будет разваливать их собственную систему, но если предположить теоретически, что эти серверы будут отключаться, либо как-то на их работу будут влиять, то мы в любом случае, в том числе и в этих случаях должны обеспечить надежное функционирование российского сегмента интернета. Вот на что направлен по сути этот закон, только на это. Никаких ограничений здесь не планируется. Наоборот, этот закон призван обеспечить суверенность нашего интернета и возможность там работать. Всем – и физическим лицам, и блогерам, и государственным организациям".