Роскомнадзор заново разместил для публичного обсуждения проект приказа "Об утверждении Положения о Центре мониторинга и управления сетью связи общего пользования", ознакомиться с новым вариантом проекта
Также Роскомнадзор разместил для публичного обсуждения новый вариант проекта приказа "Об утверждении технических условий установки технических средств противодействия угрозам, а также требований к сетям связи при использовании технических средств противодействия угрозам". Ознакомиться с новым вариантом проекта
Тем временем
"ВымпелКом" в своем отзыве указал на логические нестыковки документа, а также на то, что некоторые из пунктов правил практически невыполнимы, и о коррупционных факторах, присутствующих в документе. Также был подвержен критике и сам закон о "суверенном Рунете", сказано, что количество логических и правовых коллизий делает "невозможным для сторонних участников выявление какой-либо логики в происходящем процессе".
МТС в своем отзыве оценивает проект подзаконного акта как "яркий образец сборника коррупциогенных норм" и подчеркивает, что некоторые положения документа противоречат закону о персональных данных, а кроме того, в проекте не указано, что именно понимается под средствами связи.
Ранее на этой неделе сообщалось, что проекты подзаконных актов для закона о "суверенном Рунете" рассмотрел и оценил негативно Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Рабочая группа комиссии РСПП выявила ряд недостатков, которые могут привести к снижению скорости доступа и крупным финансовым затратам. Письмо об этом направлено главе Минкомсвязи.
Отметим, что прежний проект "Об утверждении Положения о Центре мониторинга и управления сетью связи общего пользования" был в числе тех 8 проектов актов, чья степень регулирующего воздействия может быть переоценена после обращений о нарушении процедуры оценки регулирующего воздействия, направленных в Минэкономразвития. Прежнего проекта "Об утверждении технических условий установки технических средств противодействия угрозам, а также требований к сетям связи при использовании технических средств противодействия угрозам" среди этих 8 актов не было.
Напомним, ранее сообщалось, что Роскомнадзор выдвинул на публичное обсуждение проекты трех подзаконных актов для "суверенного Рунета". Они регламентируют, соответственно, требования к техсредствам контроля за блокировками, создание и работу национальной системы доменных имен, а также Центра мониторинга. Публичное обсуждение – до 3 июля 2019 года.
Также Роскомнадзор разработал технические условия установки операторами связи специального оборудования противодействия угрозам в рамках закона об устойчивом Рунете.
Кроме того, Роскомнадзор разработал правила маршрутизации сообщений в случае внешней угрозы. Этот проект также выставлен на публичное обсуждение до 1 июля 2019 года.
Что касается угроз, при которых управление российским сегментом сети берет на себя Роскомнадзор, Минкомсвязь выделила их три: целостности, устойчивости и безопасности Рунета, проект соответствующего постановления был выдвинут на общественное обсуждение в конце мая 2019 года, обсуждение длилось до 13 июня.
Тогда же Минкомсвязь выдвинула на обсуждение и еще один проект, определяющий порядок учений по безопасности и устойчивости Рунета.
Кроме этого, Минкомсвязь, также в связи с законом о "суверенном Рунете", выдвинула еще ряд проектов подзаконных актов: акт, расширяющий полномочия ведомства; два акта, согласно которым, операторы связи, работающие более чем в одном муниципальном образовании и имеющие более 500 абонентов, должны создавать системы управления сетью связи и обеспечивать их работу, ГРЧЦ получит полномочия оценки выполнения операторами обязанностей; и два акта, один из которых регламентирует взаимодействие собственников сетей связи с ФСБ, а другой - друг с другом.
Затем сообщалось, что два акта выдвинул на публичное обсуждение Роскомнадзор. Из них один регламентирует порядок контроля за обязательным использованием точек обмена трафиком, сведения о которых содержатся в реестре точек обмена трафиком, а другой - порядок контроля за достоверностью и полнотой информации о цели использования пересекающей Государственную границу Российской Федерации линии связи, а также о средствах связи, установленных на указанной линии связи, представляемой собственниками или иными владельцами линии связи.
Всего для закона о "суверенном Рунете" потребуется 41 подзаконный акт.
Пакет поправок к законам "О связи" и "Об информации", условно известный как законопроект о "суверенном интернете", сенаторы Андрей Клишас и Людмила Бокова, а также депутат Андрей Луговой внесли в Госдуму 14 декабря 2018 года. Он предусматривает создание инфраструктуры, способной обеспечить работу российских интернет-ресурсов в случае отключения отечественного сегмента интернета от зарубежных серверов. В нем определяются трансграничные линии связи и точки обмена трафиком, а их владельцы, операторы связи, обязываются при возникновении угрозы обеспечить возможность централизованного управления трафиком. Кроме того, предлагается установить на сетях связи "технические средства, определяющие источник передаваемого трафика". 12 февраля 2019 года Госдума приняла законопроект в первом чтении.
11 апреля законопроект прошел второе чтение. К этому моменту в текст было внесено 27 поправок, большая часть из которых уточняет полномочия государственных органов.
Президент России Владимир Путин подписал документ 1 мая. Закон вступит в силу в ноябре 2019 года. Нормы о криптографической защите информации и об обязанности операторов связи использовать национальную систему адресации доменных имен начнут действовать с 1 января 2021 года.