По результатам анализа карточек проектов ряда подзаконных актов для закона о "суверенном Рунете" на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов Минэкономразвития РФ направило в Минкомсвязи РФ письма, о необходимости проведения оценки регулирующего воздействия этих проектов с учетом высокой степени регулирующего воздействия, а кроме того, о необходимости подготовки и размещения на портале сводного отчета согласно Правилам оценки регулирующего воздействия, сообщает группа "Эшер II" на своей странице в Facebook со ссылкой на письмо от Минэкономразвития, которое было получено в ответ на 8 обращений о нарушении процедуры оценки регулирующего воздействия проектами нормативных актов по "суверенному Рунету".

По данным "Эшер II", такая реакция Минэкономразвития означает, что сроки общественного обсуждения по восьми указанным проектам должны быть продлены. Также Минкомсвязи должно будет переписать сводные отчеты к проектам актов с учетом повышения степени воздействия. Кроме того, для каждого документа разработчик должен прописать, как компенсировать бизнесу возросшие расходы, если они будут, и соответственно, рассчитать эти расходы. Причем для актов высокой степенью регулирующего воздействия, дальнейшие процедуры строже.

Речь идет о следующих документах:
Порядок централизованного управления сетью
Положения о проведении учений
Порядок ведения реестра точек обмена трафиком
Порядок взаимодействия технологических сетей с правоохранительными органами
Требования к системе управления сетями
Требования к точкам обмена трафиком
Требования к оборудованию стыка операторов
Требования к оборудованию и программам. DNS

Напомним, в конце прошлой недели сообщалось, что Роскомнадзор выдвинул на публичное обсуждение проекты трех подзаконных актов для "суверенного Рунета". Они регламентируют, соответственно, требования к техсредствам контроля за блокировками, создание и работу национальной системы доменных имен, а также Центра мониторинга. Публичное обсуждение – до 3 июля 2019 года.

Ранее сообщалось, что Роскомнадзор разработал технические условия установки операторами связи специального оборудования противодействия угрозам в рамках закона об устойчивом Рунете.

Также Роскомнадзор разработал правила маршрутизации сообщений в случае внешней угрозы. Этот проект также выставлен на публичное обсуждение до 1 июля 2019 года.

Что касается угроз, при которых управление российским сегментом сети берет на себя Роскомнадзор, Минкомсвязь выделила их три: целостности, устойчивости и безопасности Рунета, проект соответствующего постановления был выдвинут на общественное обсуждение в конце мая 2019 года, обсуждение длилось до 13 июня.

Тогда же Минкомсвязь выдвинула на обсуждение и еще один проект, определяющий порядок учений по безопасности и устойчивости Рунета.

Кроме этого, Минкомсвязь, также в связи с законом о "суверенном Рунете", выдвинула еще ряд проектов подзаконных актов: акт, расширяющий полномочия ведомства; два акта, согласно которым, операторы связи, работающие более чем в одном муниципальном образовании и имеющие более 500 абонентов, должны создавать системы управления сетью связи и обеспечивать их работу, ГРЧЦ получит полномочия оценки выполнения операторами обязанностей; и два акта, один из которых регламентирует взаимодействие собственников сетей связи с ФСБ, а другой - друг с другом.

Затем сообщалось, что два акта выдвинул на публичное обсуждение Роскомнадзор. Из них один регламентирует порядок контроля за обязательным использованием точек обмена трафиком, сведения о которых содержатся в реестре точек обмена трафиком, а другой - порядок контроля за достоверностью и полнотой информации о цели использования пересекающей Государственную границу Российской Федерации линии связи, а также о средствах связи, установленных на указанной линии связи, представляемой собственниками или иными владельцами линии связи.

Всего для закона о "суверенном Рунете" потребуется 41 подзаконный акт.

Пакет поправок к законам "О связи" и "Об информации", условно известный как законопроект о "суверенном интернете", сенаторы Андрей Клишас и Людмила Бокова, а также депутат Андрей Луговой внесли в Госдуму 14 декабря 2018 года. Он предусматривает создание инфраструктуры, способной обеспечить работу российских интернет-ресурсов в случае отключения отечественного сегмента интернета от зарубежных серверов. В нем определяются трансграничные линии связи и точки обмена трафиком, а их владельцы, операторы связи, обязываются при возникновении угрозы обеспечить возможность централизованного управления трафиком. Кроме того, предлагается установить на сетях связи "технические средства, определяющие источник передаваемого трафика". 12 февраля 2019 года Госдума приняла законопроект в первом чтении.

11 апреля законопроект прошел второе чтение. К этому моменту в текст было внесено 27 поправок, большая часть из которых уточняет полномочия государственных органов.

Президент России Владимир Путин подписал документ 1 мая. Закон вступит в силу в ноябре 2019 года. Нормы о криптографической защите информации и об обязанности операторов связи использовать национальную систему адресации доменных имен начнут действовать с 1 января 2021 года.

Сегодня, 20 июня 2019 года, в рамках прямой линии президент России Владимир Путин по теме "суверенного Рунета" заявил следующее: "Речь совсем не идет о каких-то ограничениях в интернете. Ведь большинство серверов находится за границей. Надеюсь, до этого не дойдет, потому что это будет разваливать их собственную систему, но если предположить теоретически, что эти серверы будут отключаться, либо как-то на их работу будут влиять, то мы в любом случае, в том числе и в этих случаях должны обеспечить надежное функционирование российского сегмента интернета. Вот на что направлен по сути этот закон, только на это. Никаких ограничений здесь не планируется. Наоборот, этот закон призван обеспечить суверенность нашего интернета и возможность там работать. Всем – и физическим лицам, и блогерам, и государственным организациям".