Рабочая группа при комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по связи проанализировала проекты нормативных актов, подготовленных для реализации закона о "суверенном Рунете", сообщает РБК со ссылкой на письмо, направленное президентом РСПП Александром Шохиным на имя министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Константина Носкова.

По оценке РСПП реализация разработанных Минкомсвязью требований может привести к снижению скорости доступа к сайтам и потребовать от операторов связи миллиардных затрат на модернизацию оборудования. РСПП составил перечень выявленных недостатков.

Отмечается, в частности, что несколько пунктов проектов противоречат самому закону о "суверенном Рунете", так как из них следует, что операторы связи должны постоянно направлять весь трафик на специальное оборудование противодействия угрозам. Однако по закону это должно происходить только в рамках централизованного управления сетью связи в случае угрозы.

Требование, согласно которому, техсредства, использующиеся для определения, какому сетевому адресу соответствует определенное доменное имя, должны взаимодействовать с информационными системами органов и организаций по всей стране, в РСПП охарактеризовали как невыполнимое. Это связано с тем, что по состоянию на 1 января 2019 года в России было более 3,74 млн организаций, большинство из которых использует несколько операционных систем. Кроме того, эти системы могут не поддерживать возможность работы в интернете или содержать данные, относящиеся к государственной, банковской и другим видам тайн.

Также отмечено, что проекты актов требуют вносить информацию о сбоях в работе технических средств, софта и средств связи в специальный журнал, но нет уточнения, какие именно средства являются предметом регулирования. РСПП обращает внимание на то, что средства связи выполняют триллионы операций, а исполнение требований проекта может привести к снижению скорости передачи информации, а также к невозможности предоставить доступ к интернету. При этом модернизация средств связи обойдется в десятки млрд рублей и потребует не менее двух лет.

Кроме того, указано, что при обращении к национальной системе доменных имен предельная временная задержка, по документам, должна составлять не более пяти минут. При этом у большинства операторов связи она составляет менее 8 мс, а увеличение этого срока может негативно повлиять на качество услуг.

Помимо этого, отмечается, что, не конкретизировано, какие мероприятия и как операторы должны будут проводить для отработки угроз. В РСПП выражают обеспокоенность, что в итоге организация и проведение учений повлекут дополнительные затраты для компании, потерю доходов, а также причинение ущерба, в том числе третьим лицам, посредством снижения качества связи.

В Минкомсвязи, по данным РБК, не стали комментировать замечания РСПП, сообщив, что пока не получали письма.

Напомним, в начале этой недели появлялась информация, согласно которой, в ответ на обращения о нарушении процедуры оценки регулирующего воздействия проектами нормативных актов по "суверенному Рунету" Минэкономразвития сообщило, что направило в Минкомсвязи письма о необходимости проведения оценки регулирующего воздействия восьми проектов с учетом высокой степени регулирующего воздействия.

Уточнялось, что такая реакция Минэкономразвития означает, в частности, что сроки общественного обсуждения по восьми указанным проектам должны быть продлены. Также Минкомсвязи должно будет переписать сводные отчеты к проектам актов с учетом повышения степени воздействия. Кроме того, для каждого документа разработчик должен прописать, как компенсировать бизнесу возросшие расходы, если они будут, и соответственно, рассчитать эти расходы.

В числе этих 8 проектов присутствуют проекты актов, регулирующих порядок ведения реестра точек обмена трафиком и требования к точкам обмена трафиком.

В конце прошлой недели сообщалось, что Роскомнадзор выдвинул на публичное обсуждение проекты трех подзаконных актов для "суверенного Рунета". Они регламентируют, соответственно, требования к техсредствам контроля за блокировками, создание и работу национальной системы доменных имен, а также Центра мониторинга. Публичное обсуждение – до 3 июля 2019 года.

Ранее сообщалось, что Роскомнадзор разработал технические условия установки операторами связи специального оборудования противодействия угрозам в рамках закона об устойчивом Рунете.

Также Роскомнадзор разработал правила маршрутизации сообщений в случае внешней угрозы. Этот проект также выставлен на публичное обсуждение до 1 июля 2019 года.

Что касается угроз, при которых управление российским сегментом сети берет на себя Роскомнадзор, Минкомсвязь выделила их три: целостности, устойчивости и безопасности Рунета, проект соответствующего постановления был выдвинут на общественное обсуждение в конце мая 2019 года, обсуждение длилось до 13 июня.

Тогда же Минкомсвязь выдвинула на обсуждение и еще один проект, определяющий порядок учений по безопасности и устойчивости Рунета.

Кроме этого, Минкомсвязь, также в связи с законом о "суверенном Рунете", выдвинула еще ряд проектов подзаконных актов: акт, расширяющий полномочия ведомства; два акта, согласно которым, операторы связи, работающие более чем в одном муниципальном образовании и имеющие более 500 абонентов, должны создавать системы управления сетью связи и обеспечивать их работу, ГРЧЦ получит полномочия оценки выполнения операторами обязанностей; и два акта, один из которых регламентирует взаимодействие собственников сетей связи с ФСБ, а другой - друг с другом.

Затем сообщалось, что два акта выдвинул на публичное обсуждение Роскомнадзор. Из них один регламентирует порядок контроля за обязательным использованием точек обмена трафиком, сведения о которых содержатся в реестре точек обмена трафиком, а другой - порядок контроля за достоверностью и полнотой информации о цели использования пересекающей Государственную границу Российской Федерации линии связи, а также о средствах связи, установленных на указанной линии связи, представляемой собственниками или иными владельцами линии связи.

Всего для закона о "суверенном Рунете" потребуется 41 подзаконный акт.

Пакет поправок к законам "О связи" и "Об информации", условно известный как законопроект о "суверенном интернете", сенаторы Андрей Клишас и Людмила Бокова, а также депутат Андрей Луговой внесли в Госдуму 14 декабря 2018 года. Он предусматривает создание инфраструктуры, способной обеспечить работу российских интернет-ресурсов в случае отключения отечественного сегмента интернета от зарубежных серверов. В нем определяются трансграничные линии связи и точки обмена трафиком, а их владельцы, операторы связи, обязываются при возникновении угрозы обеспечить возможность централизованного управления трафиком. Кроме того, предлагается установить на сетях связи "технические средства, определяющие источник передаваемого трафика". 12 февраля 2019 года Госдума приняла законопроект в первом чтении.

11 апреля законопроект прошел второе чтение. К этому моменту в текст было внесено 27 поправок, большая часть из которых уточняет полномочия государственных органов.

Президент России Владимир Путин подписал документ 1 мая. Закон вступит в силу в ноябре 2019 года. Нормы о криптографической защите информации и об обязанности операторов связи использовать национальную систему адресации доменных имен начнут действовать с 1 января 2021 года.